Выставка представляет акварели и рисунки художника Веры Федоровны Матюх из собрания Николая Кононихина, выполненные в разные годы.
В.Ф. Матюх (1910–2003) родилась в Берлине. В 1923 году переехала в СССР, училась на графическом факультете Харьковского художественного института у В.Д. Ермилова. В 1931 году переехала в Ленинград, где познакомилась с П.М. Кондратьевым, К.И. Рождественским, Л.А. Юдиным. С 1935 года работала в Экспериментальной литографской мастерской под руководством Г.С. Верейского и Е.С. Кругликовой. Пережила блокаду, эвакуацию в Казань. После войны продолжила работать в литографской мастерской вместе с А. С. Ведерниковым, Б.Н. Ермолаевым, А.Л. Капланом, Г.М. Неменовой.
Работы художника находятся в собраниях Государственного музея истории Санкт-Петербурга, Государственного Русского музея, Государственной Третьяковской галереи, ГМИИ им. А.С. Пушкина и во многих других российских и зарубежных музеях и в частных коллекциях.
На выставке демонстрируются наиболее смелые и экспериментальные работы В.Ф. Матюх. Эти произведения разрушают прежние представления об акварелях — нежных, воздушных, поэтичных произведениях, созданных такими же нежными, романтичными девушками. Большие, перепачканные листы, сработанные крепкой рукой, часто протертые до дыр, и клееные-переклееные яркими коллажными вставками, они кричат от боли и взывают к милосердию угловатыми фигурами солдатских матерей, «наших мадонн» в очередях за хлебом, нищих и рыночных торговок.
Работы Веры Федоровны поражают масштабом поисков и экспериментов, которые, начиная с 1960-х годов, стали образом жизни художника. Новые мысли, идеи, пробы в области цвета, рисунка, ритмики линий, структуры пластического пространства толкали ее на все более и более смелые шаги и решения.
Экспозицию дополняют «живые» отзывы зрителей, воспроизведенные из Книги отзывов выставки В.Ф. Матюх, которая прошла весной 1987 года в залах Ленинградского отделения Союза художников (ЛОСХ). По ним можно увидеть, как отнеслись к ее экспериментам коллеги-художники, коллекционеры, искусствоведы и просто не равнодушные к искусству люди.