24 января 2018 года в Государственном музее-заповеднике «Павловск» открылись два вернисажа – «Три шедевра мебельного мастера М.Я. Веретенникова из собрания семьи Карисаловых и коллекции ГМЗ «Павловск» и «Дар семьи Карисаловых» – молочник из сервиза-дежене императрицы Марии Федоровны.
Три шедевра мебельного мастера М.Я. Веретенникова из собрания семьи Карисаловых и коллекции ГМЗ «Павловск»
Матвей Яковлевич Веретенников – известный мастер наборного дерева времен Екатерины II и Павла I. Благодаря своему таланту он, крепостной графа А.В. Салтыкова, сумел добиться невероятного успеха, исполняя заказы не только знатных особ, но и самой государыни.
Одной из ранних работ мастера считается столик–бобик из коллекции ГМЗ «Павловск», экспонируемый на выставке. Согласно описи, он был привезен в апреле 1787 года из Петербурга в Павловск и помещен в Парадную библиотеку великого князя Павла Петровича. Лейтмотивом декора корпуса являются панорамные виды Павловского парка и его павильонов со стороны реки Славянки.
Представленные рядом со столиком большое бюро с откидной крышкой и ломберный стол с раскладной столешницей относятся к более позднему периоду деятельности Веретенникова, когда его профессиональное мастерство достигло своего расцвета, отличаясь виртуозностью исполнения, разнообразием орнаментальных мотивов и искусным построением сюжетных композиций.
Весь корпус бюро украшен в технике маркетри. На откидной крышке, по центру, помещен медальон с аллегорической сценой на античный миф: герой Эней передает служительницам храма Весты статую Афины-Паллады, спасенную им из Трои. Афина-Паллада, присутствие которой считалось залогом благоденствия города и его жителей, ассоциировалась у современников с Екатериной II, а Эней с И.И. Бецким – покровителем Смольного института благородных девиц.
По сторонам от медальона изображены декоративные композиции в духе шотландского архитектора Роберта Адама и его последователя Чарлза Камерона – строителя Павловского дворца.
С 1830-х годов владельцем бюро стал Д.П. Бутурлин – участник войны с Наполеоном, известный военный историк, директор Императорской публичной библиотеки. Бюро стояло в его кабинете и запечатлено на портрете Бутурлина работы художника А.А. Зеленского. Портрет выполнен в 1851 году посмертно. По наследству бюро досталось дочери Дмитрия Петровича – Анне Дмитриевне, вышедшей в 1851 году замуж за графа П.С. Строганова – известного коллекционера и мецената. В пригородную усадьбу Строгановых Хотень бюро было перевезено в конце XIX века.
Более ста лет судьба этого шедевра замечательного русского мастера была неизвестна и только с приобретением бюро в собрание семьи Карисаловых появилась возможность показать его широкой публике.
Более двадцати лет в семье Карисаловых находится еще один раритет – ломберный стол, верхняя доска которого сплошь декорирована деревянной мозаикой. Вся композиция разделена на три части: в центре изображена библейская притча о «блудном сыне» в интерпретации XVIII века, а по обеим сторонам от нее – декоративные узоры в духе классицизма.
В собраниях музеев России и частных коллекциях находится всего девять раритетных произведений мастера Матвея Веретенникова. Три из них представлены на выставке.
Дар семьи Карисаловых
В конце XVIII века в эпоху правления императора Павла I на смену многопредметным столовым сервизам, украшавшим пышные трапезы Екатерины II, в моду входят камерные сервизы-дежене (от франц. dejeuner — завтрак). Подобные сервизы члены императорской фамилии стали получать в подарок от Императорского фарфорового завода к различным именинным и праздничным датам. В их состав входили: поднос, чайник, кофейник, сахарница, молочник и одна или две чайные пары (чашки с блюдцами). На одну персону сервиз назывался солитёр, на две персоны — тет-а-тет.
Сервизы-дежене находились в жилых и парадных интерьерах Павловского дворца, в личных покоях Марии Фёдоровны согласно архивным описям насчитывалось до 10 таких комплектов, различных по колеру и росписи.
В павильонах Павловского парка, которые могли служить местом кратковременного отдыха во время прогулок по парку, также находились сервизы-дежене. В любимом императрицей Марией Фёдоровной павильоне Роз, название которого определило декоративное оформление наполнявших его предметов, также были такие сервизы.
Согласно описи дворцового имущества 1812 года на овальном столе из карельской берёзы дежене «фарфоровый, вызолоченный, с розовою цветною живописью: поднос – 1, чайник с крышкой — 1, кофейник с крышкой — 1, сахарница с крышкой — 1, молошник без крышки — 1, чашек чайных — 1 пара». К сожалению, молочник оказался утраченным, и уже в инвентарной описи 1938 года он не указан в перечне предметов сервиза.
Сегодня благодаря семье Карисаловых у ГМЗ «Павловск» появилась уникальная возможность восстановить целостность комплекта. Посетители выставки могут полюбоваться полным сервизом и оценить его красоту.
ГМЗ «Павловск» выражает искреннюю благодарность семье Карисаловых за ценный дар к 100-летию музейной жизни Павловска и активное участие в сохранении культурного наследия страны.
Выставки работают с 25 января по 24 апреля 2018 года.