НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Памятник Минину и Пожарскому в Москве. К 200-летию главного скульптурного монумента России

c 1 февраля по 26 марта 2018Москва
Памятник Минину и Пожарскому. Настольная скульптура. Российская империя. Архангельск. Мастер А. Коржавин (?). 1810-е гг.
Парад на Красной площади 20 февраля 1818 года по случаю открытия памятника Минину и Пожарскому. Гравер А. Афанасьев. Конец 1810-х гг.
Портрет скульптора И.П. Мартоса. Гравер С. Владимиров (по оригиналу А. Г. Варнека). Около 1820 г.
Выставка в Государственном историческом музее посвящена истории первого скульптурного памятника Москвы, созданного выдающимся русским скульптором Иваном Петровичем Мартосом (1754–1835). Монумент был воздвигнут в самом сердце Первопрестольной, на Красной площади, и торжественно открыт 20 февраля 1818 года в присутствии императора Александра I. Задолго до своего открытия памятник стал известен в России и далеко за ее пределами, являясь и сейчас одной из главных визитных карточек столицы нашей страны.

Монумент занимает исключительное место в истории русской культуры. Гражданин Кузьма Минич Минин и князь Дмитрий Михайлович Пожарский, возглавившие в начале XVII века освободительное движение русского народа против иноземных захватчиков, для последующих поколений стали символами борьбы за национальную независимость.

Работа над памятником началось в самый разгар Наполеоновских войн и продолжалась во время Отечественной войной 1812 года, в период небывалого подъема патриотического настроения в обществе. Именно поэтому монумент, наполненный гражданским пафосом, воспринимался современниками не только как памятник национальным героям XVII столетия, но и как символ блестящей победы в недавно закончившейся войне. Недаром в одном из ранних описаний произведения И.П. Мартоса есть такая фраза: "Бедствие 1812 года оживило в памяти бедствие 1612 года, и монумент сей будет служить потомству памятником обеих достославных эпох".

Идея создания монумента, посвященного Минину и Пожарскому, впервые появилась в 1803 году у членов прогрессивного "Вольного общества любителей словесности, наук и художеств", одним из членов которого был И.П. Мартос. К 1804 году скульптором уже была разработана программа будущего памятника, а через некоторое время выполнена и первая скульптурная модель, известная по гравюре (представлена на выставке). Однако из–за загруженности И.П. Мартоса срочными работами по украшению Казанского собора исполнение монумента было на время приостановлено.

В 1808 году мысль об увековечивании подвига народных героев возникла вновь, у жителей Нижнего Новгорода, родного города "гражданина Минина". Инициатива была поддержана императором Александром I и в конце 1808 года в Императорской Академии художеств состоялся конкурс, в котором приняли участие виднейшие отечественные скульпторы и архитекторы начала XIX века (помимо И. П. Мартоса, это: С. С. Пименов, С. Д. Прокофьев, Ф. Ф. Щедрин, В. И. Демут–Малиновский, А.Д. Захаров, А.Н. Воронихин и Ж.Ф. Тома де Томон). Пальма первенства осталась за И.П. Мартосом, проект которого, значительно переработанный, в сравнении с первоначальным, был признан самым удачным.

1 января 1809 года была открыта подписка "на сооружение памятника гражданину Минину и князю Пожарскому в Нижнем Новгороде по программе адъюнкт–ректора Академии художеств статского советника Мартоса" и во все губернии Российской империи разосланы выгравированные рисунки монумента (представлена на выставке). В 1811 году по просьбе скульптора решено было поставить памятник в Москве, "которая была предметом великих дел князя Пожарского и Минина", а в Нижнем Новгороде соорудить памятный обелиск. Тогда же началась работа по созданию малой модели монумента, которая была окончена уже к середине 1812 года. Затем скульптор приступил к производству большой модели, в масштаб памятника, завершенной в начале 1815 года. После этого модели были выставлены на суд публики, которая единогласно одобрила "искусство нового Фидиаса".

Следующим этапом в создании памятника должна была стать его отливка из бронзы. Для этой ответственной работы И.П. Мартос избрал самого лучшего литейных дел мастера Императорской Академии художеств Василия Петровича Екимова (1758–1837), который обязался изготовить группу, состоящую из двух колоссальных фигур, круглого щита, плинта и двух барельефов (на пьедестал). По окончании всех подготовительных работ 5 августа 1816 года, в присутствии многочисленных зрителей, в литейной мастерской Императорской Академии художеств свершилась отливка скульптурной группы. Присутствовавший при "рождении" своего произведения И.П. Мартос писал: "Медь плавилась 10–ть часов, течение продолжалось 9 минут благополучно, но после сего она пробила внизу форму и выбежало 60 пудов… взятыми мерами она была остановлена и течение ее в форму продолжилось потом до конца… Через пять дней, когда металл остыл, после разбития формы оказалось, что монумент отлит совершенно". Отливка колоссальной скульптурной группы (высота 4,5 метра) по выплавляемой восковой модели за один прием была уникальной в то время не только для России, но и для Европы.

Постамент памятника был изготовлен известным каменотесом Самсоном Ксенофонтовичем Сухановым (1768 — после 1840) из трех монолитных кусков гранита, добытого в Выборгской губернии.

21 мая 1817 года состоялась отправка скульптурной группы и постамента из Санкт–Петербурга в Москву по Мариинской водной системе. Памятник везде встречали с неподдельным интересом, но особенно торжественно его приняли в Нижнем Новгороде. 3 сентября части памятника прибыли к Краснохолмскому мосту на Москве–реке.

В то же время была утверждена надпись на лицевой стороне постамента: "Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия. Лета 1818" и принято окончательное решение "поставить монумент на Красной площади". Конкретное место определил И.П. Мартос: в центре площади, ближе к зданию Верхних торговых рядов, против его входа. 20 февраля 1818 года при стечении огромного количества людей состоялось торжественное открытие памятника. В мероприятии приняли участие император Александр I, императрицы Елизавета Алексеевна и Мария Федоровна, великие князья Николай Павлович и Михаил Павлович. Перед только что открытым памятником прошел грандиозный парад гвардии, а спустя несколько часов в здании Благородного собрания исполнили первую русскую ораторию композитора С.А. Дегтярева "Минин и Пожарский, или Освобождение Москвы".

Летом 1931 года монумент, ставший помехой для демонстраций и парадов, был передвинут со своего исторического места к фасаду Покровского собора (храму Василия Блаженного). В 2016 году памятник был официально передан в ведение Государственного исторического музея.

Благодаря центральному расположению памятник Минину и Пожарскому оказался свидетелем важнейших событий, происходивших в XIX–XX веках на главной площади страны. На выставке представлены малоизвестные гравюры и литографии, редкие фотографии и плакаты, изображающие эпизоды коронаций российских императоров, большие крестные ходы и молебны, военные парады и демонстрации, а также интересные акварельные виды Красной площади.

Произведение И.П. Мартоса было запечатлено не только художниками и фотографами, но и целым рядом мастеров декоративно–прикладного искусства. На выставке можно видеть самое раннее камерное воспроизведение памятника, исполненное архангелогородским резчиком по кости А. Коржавиным в 1810–е годы; каминные часы "Минин и Пожарский", созданные великим французским бронзовщиком П.Ф. Томиром по заказу Н.Н. Демидова в начале 1820–х годов; серебряные вызолоченные табакерки первой половины — середины XIX века, украшенные черневыми гравюрами с изображением знаменитого монумента; настольное украшение в виде миниатюрной копии памятника, изготовленное известным московским бронзовщиком Г. Шмидтом в середине XIX столетия; различные сувенирные изделия советского времени, в той или иной степени использующие образ памятника Минину и Пожарскому.

Специально для выставки подготовлена презентация "Памятник Минину и Пожарскому в Москве. Взгляд из XXI века", позволяющая увидеть уникальный монумент во всех деталях глазами современного фотографа–художника.

www.museum.ru/N68744
Ваше мнение »»

»»Государственный исторический музей
Адрес:город Москва, Красная площадь, 1
Проезд:Ст. м. "Охотный ряд", "Площадь Революции", "Театральная"
Телефоны:(495) 692-37-31, 692-68-17
сайт:shm.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: исторические, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru