Санкт-Петербургский Центр книги и графики
Выставка "Сотворение"
Зверлин Олег, Евменовы Галина и Анатолий
10 января - 19 января
Живопись
Ежедневно с 10.00 - 19.00
Тема данной выставки возникла случайно за дружеской беседой. Но, отобранные для экспозиции работы настолько органично сложились в цельную, единую кар-тину, что стало понятно - в этом есть своя закономерность - закономерность СОТВОРЕНИЯ!
Это выставка трех художников, их судьбы в чем-то различны, а в чем-то очень схожи. С ранних лет они посвятили себя искусству. И с того самого момента, как только они взяли в руки кисточку, процесс творчества их заворожил и поглотил безвозвратно. Детская радость от созидания и сотворения, желание познавать мир во всех его многоликих и многогранных проявлениях, вела их всё к новым и новым вершинам познания в творчестве, наполняя их произведения глубоким смыслом и энергетикой, которые ощущаешь в каждой работе художников всеми фибрами своей души.
Их путь поиска себя в пространстве СОТВОРЕНИЯ, не раз пересекался, не случайно они - выпускники Мухинского училища, не случайно их работы, несмотря на разную технику и стилистику подачи изображения, столь созвучны и гармоничны по цвету и содержанию. Их волновали одни и те же вопросы, они постоянно находились в творческом поиске и в поиске глубинных смыслов. Именно поэтому, не раз, они обращались к теме творца, сопричастности, смыслу жизни, духовности...
В художественном творчестве духовное и материальное проникают друг в друга, образуя нечто третье, ибо они не просто соединяются, как в сферах материального и духовного производства, а органически сливаются, взаимно отождествляясь. Художественное творчество должно быть интерпретировано не как присущее плодам духовной деятельности человека материальное воплощение результатов работы его мышления, но как мышление в материале. Именно поэтому такое мышление нельзя перекодировать, т.е. перевести на другой материальный язык, нельзя пересказать ни словом, ни языком другого вида искусства.
Художественное изображение не предполагает абсолютного сходства с оригиналом. Ибо сходство, взятое само по себе, соотносит материальную форму изображения с материальной формой изображаемого предмета, и ничего духовного в таком "абсолютном" изображении нет и не может быть; поэтому оно необходимо в некоторых культурных ситуациях - в научной модели, в рекламе, но неприемлемо в искусстве. Степень "рассогласования" изображения и изображаемого образуют "зазор" в который духовное осмысление - переживание - оценка - истолкование - интерпретация - выражение отношения вторгается в изображение материальной предметности и делает его выразительным, так сказать "интонированным".
Предметом изображения в живописи является почти весь видимый мир. Живописцу подвластны не только художественные изображения живых существ, но и многие другие явления. Не имея возможности показывать развивающиеся во времени события, художник, как правило, стремится выбрать изо всего явленного ему мира вещей и явлений наиболее сильное, концентрирующее весь характер действия событие.
Важнейшим выразительным средством живописи является цвет. Для живописца объект видится через призму цвета при несомненной важности линий объема. Живописец мыслит в красках. Пластика цвета оказывается способной выразить все многообразие явлений, передает объем, окраску, свет, глубину, пространство. Живописец работает с цветом, опираясь на определенные научные правила, по-стигая оптические законы. Вместе с тем, богатство цвета, наблюдаемого в действительности, художник сознательно претворяет в целостную цветовую гармонию, эмоционально одухотворяя и преображая видимое. Цвет, конечно, является "душой живописи", но он выступает в союзе с линией. Она ритмически организует пространство, долгое время линия даже подчиняла себе цвет. Цвет как бы раскрашивает предметы и поверхность, заполняя отведенные ему линией места. Затем раскрывает полностью свои эмоциональные возможности и сам подчиняет себе линию.
Все это нашло отражение в работах, Анатолия и Галины Евменовых и Олега Зверлина, представленных на выставке "Сотворение"