НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века

c 20 декабря 2017 по 3 марта 2018Москва
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов…». Античность и русская культура первой трети XIX века
Выставка «Страна героев и богов» в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX века. Ее цель – показать, как интерес к античному миру находил отражение в предметах и явлениях быта – вещественного, нравственного и социального. Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, мы посвятили экспозицию различным аспектам жизни русского общества, на которые повлияло культурное наследие Древней Греции и Рима. Это литература и искусство, политическое и философское мышление пушкинских современников, архитектура, скульптура, убранство интерьера и даже мода.

Раскопки Геркуланума и Помпей, начатые еще в XVIII веке, заложили основы новой науки – археологии. В России аналогичные раскопки древних памятников производились в Крыму. На выставке можно видеть две книги, которые внесли большой вклад в изучение культуры полуострова. Это «Досуги Крымского судьи» П.И. Сумарокова и «Путешествие по Тавриде» И.М. Муравьева-Апостола. Оба автора были людьми просвещенными, прекрасно знакомыми с греческими и римскими источниками. Обоим пребывание в Крыму давало возможность созерцать следы античной культуры, прикоснуться к «золотому веку», уйти от далекой им по духу современной действительности.

В акварелях, гравюрах и литографиях представлены памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии российскими зодчими культурного опыта древней Греции и Рима. Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие. Среди изображений памятников архитектуры XVIII – XIX веков, ориентированных на античность, особый интерес представляют триумфальные арки. Как известно, в древнем Риме они возводились для торжественного въезда победителя. В России эта традиция возникла во времена Петра I; также триумфальные арки возводились в ознаменования великих побед и важных событий. На одной из гравюр в залах экспозиции изображены Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827 – 1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года.

По словам пушкинского современника Ф.Ф. Вигеля, ориентация на «древность» сказалась и в убранстве комнат. Поэтому в залах экспозиции можно видеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием античности. В то время модными были «алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки, где руки опирались на орлов, грифонов или сфинксов. <…> Красное дерево, вошедшее во всеобщее употребление, начало украшаться <…> лирами, головками: медузиными, львиными и даже бараньими». Однако все вещи, которые у древних были для «домашнего употребления», в XIX веке «служили одним украшением; например, вазы не сохраняли никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».

На выставке широко представлены высшие достижения античной литературы – произведения Гомера, Софокла, Аристофана и других. Также вниманию посетителей предлагаются сочинения русских поэтов, значительную долю своего творчества уделявших переводам древних авторов и подражаниям им. Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Ода, стихотворное дружеское послание, прозаическое письмо, элегия – все жанры эпохи говорили на языке, полном если не античных образов, то античной терминологии. Поэты мыслили аналогиями с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминаний древних божеств.

Выставка позволяет затронуть и тему воздействия идей и образов античности на воспитание молодых людей первой трети XIX века. Их образование предполагало знакомство с персонажами мифологии, латинскими эпиграфами и изречениями. Однако это отнюдь не означало глубокого осмысления текстов древних авторов. Так, например, герой Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.«Евгения Онегина», как и любой молодой человек, выходя в свет…знал довольно по-латыне,/ Чтоб эпиграфы разбирать,/ Потолковать об Ювенале,/ В конце письма поставить vale,/ Да помнил, хоть не без греха,/ Из Энеиды два стиха.

Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.Вместе с тем трудно переоценить ту роль, которую идеи и образы античности играли в воспитании детей. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, берущие свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, делали образ римского республиканца в глазах подростков особенно привлекательным.

Интерес к древности коснулся и моды, преимущественно женской. Представление о ней дают портреты начала XIX века и модные картинки из журналов того времени. Платья из легкой ткани с очень высокой талией – дань культу «естественности», который возник в конце XVIII века под влиянием идей Ж.Ж. Руссо, и образцы которого искали в том числе и в античности. По словам современника, все женщины того времени «хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими: которая оделась Корнелией, которая Аспазией <…>. Собранные в виде диадемы волосы украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». И «если бы не мундиры и не фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть как на древние барельефы и на этрусские вазы».

Один из разделов экспозиции посвящен А.С. Пушкину, обращавшемуся к образам и сюжетам античной литературы на протяжении своего творчества – от лицейской скамьи до последних лет жизни. Здесь можно видеть произведения авторов, наиболее значимых для поэта в различные периоды его жизни: Апулея, Овидия, Тацита, Горация и других. Здесь также можно познакомиться с произведениями самого поэта, в которых встречаются множественные отсылки к сюжетам и образам древней Греции и Рима. В залах экспозиции представлены портреты друзей и знакомых Пушкина – А.А. Дельвига и В.К. Кюхельбекера, культивировавших в своей поэзии антологические мотивы, А.Н. Оленина – поклонника и крупнейшего знатока античного мира, Н.И. Гнедича – переводчика «Илиады», К.П. Брюллова – автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» и многих других.

Пушкинские строки, сопровождающие выставку, а также высказывания современников поэта, не только дают представление об их отношении к античному наследию, но и позволяют понять многие социальные и культурные явления русской жизни первой трети XIX века.

Где: Выставочные залы 1-го этажа Государственного музея А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)

Когда: с 20 декабря 2017 года по 3 марта 2018 года

Стоимость билета: 150 / 100 (полный / льготный) рублей

www.museum.ru/N68575
Ваше мнение »»

»»Государственный музей А.С. Пушкина
Адрес:город Москва, ул. Пречистенка, 12/2
Проезд:Ст. м. "Кропоткинская", выход в сторону Государственного музея А.С. Пушкина, из метро направо по ул. Пречистенка
Телефоны:(495) 637-5674 - спр., 637-3256 - экс.бюро
сайт:pushkinmuseum.ru
EMail:,


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: литературные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.04.2024  x    ?  


К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

В ГМИИ имени А.С. Пушкина открылись обновленные залы французского искусства

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Межрегиональный академический проект «Идель-Арт» в Казани

К Международному дню памятников и исторических мест. Выставка «В памятниках – наша история»

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка «Встреча. Николай Фешин. Степан Эрьзя» в Казани

Волшебное зеркало иллюстрации

Выставка "Блюз над Парижем. Огюст Ренуар, Пабло Пикассо и Андре Массон" в Томске

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Картины ускользающего мира. Золотой век японской графики

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Персональная выставка Людмилы Нарбековой «Ситцевая Русь»

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Сергей Цигаль. Графика

Выставка "Шаляпин. Воспоминание о доме" в Петропавловской крепости

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru