Выставка «Страна героев и богов» в Государственном музее А.С. Пушкина охватывает самые разнообразные сферы русской жизни и культуры первой трети XIX века. Ее цель – показать, как интерес к античному миру находил отражение в предметах и явлениях быта – вещественного, нравственного и социального. Не претендуя на полноту раскрытия темы, исчерпать которую невозможно, мы посвятили экспозицию различным аспектам жизни русского общества, на которые повлияло культурное наследие Древней Греции и Рима. Это литература и искусство, политическое и философское мышление пушкинских современников, архитектура, скульптура, убранство интерьера и даже мода.
Раскопки Геркуланума и Помпей, начатые еще в XVIII веке, заложили основы новой науки – археологии. В России аналогичные раскопки древних памятников производились в Крыму. На выставке можно видеть две книги, которые внесли большой вклад в изучение культуры полуострова. Это «Досуги Крымского судьи» П.И. Сумарокова и «Путешествие по Тавриде» И.М. Муравьева-Апостола. Оба автора были людьми просвещенными, прекрасно знакомыми с греческими и римскими источниками. Обоим пребывание в Крыму давало возможность созерцать следы античной культуры, прикоснуться к «золотому веку», уйти от далекой им по духу современной действительности.
В акварелях, гравюрах и литографиях представлены памятники архитектуры, свидетельствующие о восприятии российскими зодчими культурного опыта древней Греции и Рима. Это Адмиралтейство А.Д. Захарова, Казанский собор А.Н. Воронихина, здание Биржи на Васильевском острове Тома де Томона, Камеронова галерея в Царском Селе и многие другие. Среди изображений памятников архитектуры XVIII – XIX веков, ориентированных на античность, особый интерес представляют триумфальные арки. Как известно, в древнем Риме они возводились для торжественного въезда победителя. В России эта традиция возникла во времена Петра I; также триумфальные арки возводились в ознаменования великих побед и важных событий. На одной из гравюр в залах экспозиции изображены Нарвские триумфальные ворота, построенные в 1827 – 1834 годах в память о героях Отечественной войны 1812 года.
По словам пушкинского современника Ф.Ф. Вигеля, ориентация на «древность» сказалась и в убранстве комнат. Поэтому в залах экспозиции можно видеть мебель и предметы декоративно-прикладного искусства, созданные под влиянием античности. В то время модными были «алебастровые вазы с иссеченными мифологическими изображениями, курительницы и столики в виде треножников, курульские кресла, длинные кушетки, где руки опирались на орлов, грифонов или сфинксов. <…> Красное дерево, вошедшее во всеобщее употребление, начало украшаться <…> лирами, головками: медузиными, львиными и даже бараньими». Однако все вещи, которые у древних были для «домашнего употребления», в XIX веке «служили одним украшением; например, вазы не сохраняли никаких жидкостей, треножники не курились, и лампы в древнем вкусе, со своими длинными носиками, никогда не зажигались».
На выставке широко представлены высшие достижения античной литературы – произведения Гомера, Софокла, Аристофана и других. Также вниманию посетителей предлагаются сочинения русских поэтов, значительную долю своего творчества уделявших переводам древних авторов и подражаниям им. Это М.В. Ломоносов, Г.Р. Державин, И.И. Дмитриев, Н.И. Гнедич, К.Н. Батюшков, Д.В. Давыдов и другие. Ода, стихотворное дружеское послание, прозаическое письмо, элегия – все жанры эпохи говорили на языке, полном если не античных образов, то античной терминологии. Поэты мыслили аналогиями с древностью; даже говоря о самых обычных вещах, они не обходились без упоминаний древних божеств.
Выставка позволяет затронуть и тему воздействия идей и образов античности на воспитание молодых людей первой трети XIX века. Их образование предполагало знакомство с персонажами мифологии, латинскими эпиграфами и изречениями. Однако это отнюдь не означало глубокого осмысления текстов древних авторов. Так, например, герой Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.«Евгения Онегина», как и любой молодой человек, выходя в свет…знал довольно по-латыне,/ Чтоб эпиграфы разбирать,/ Потолковать об Ювенале,/ В конце письма поставить vale,/ Да помнил, хоть не без греха,/ Из Энеиды два стиха.
Фасад со стороны Хрущевского переулка. Фрагмент барельефа с изображением Одиссея, известного героя древнегреческой мифологии и произведения Гомера.Вместе с тем трудно переоценить ту роль, которую идеи и образы античности играли в воспитании детей. Понятия демократии, свободы в рамках закона и гражданской ответственности, берущие свое начало в Древней Греции и Древнем Риме, делали образ римского республиканца в глазах подростков особенно привлекательным.
Интерес к древности коснулся и моды, преимущественно женской. Представление о ней дают портреты начала XIX века и модные картинки из журналов того времени. Платья из легкой ткани с очень высокой талией – дань культу «естественности», который возник в конце XVIII века под влиянием идей Ж.Ж. Руссо, и образцы которого искали в том числе и в античности. По словам современника, все женщины того времени «хотели казаться древними статуями, с пьедестала сошедшими: которая оделась Корнелией, которая Аспазией <…>. Собранные в виде диадемы волосы украшали их молодое чело. Не страшась ужасов зимы, они были в полупрозрачных платьях, кои плотно обхватывали гибкий стан и верно обрисовывали прелестные формы; поистине казалось, что легкокрылые Психеи порхают на паркете». И «если бы не мундиры и не фраки, то на балы можно было бы тогда глядеть как на древние барельефы и на этрусские вазы».
Один из разделов экспозиции посвящен А.С. Пушкину, обращавшемуся к образам и сюжетам античной литературы на протяжении своего творчества – от лицейской скамьи до последних лет жизни. Здесь можно видеть произведения авторов, наиболее значимых для поэта в различные периоды его жизни: Апулея, Овидия, Тацита, Горация и других. Здесь также можно познакомиться с произведениями самого поэта, в которых встречаются множественные отсылки к сюжетам и образам древней Греции и Рима. В залах экспозиции представлены портреты друзей и знакомых Пушкина – А.А. Дельвига и В.К. Кюхельбекера, культивировавших в своей поэзии антологические мотивы, А.Н. Оленина – поклонника и крупнейшего знатока античного мира, Н.И. Гнедича – переводчика «Илиады», К.П. Брюллова – автора знаменитой картины «Последний день Помпеи» и многих других.
Пушкинские строки, сопровождающие выставку, а также высказывания современников поэта, не только дают представление об их отношении к античному наследию, но и позволяют понять многие социальные и культурные явления русской жизни первой трети XIX века.
Где: Выставочные залы 1-го этажа Государственного музея А.С. Пушкина, Москва, ул. Пречистенка, 12/2 (ст.м.«Кропоткинская»)
Когда: с 20 декабря 2017 года по 3 марта 2018 года
Стоимость билета: 150 / 100 (полный / льготный) рублей