В Музее архитектуры им. А.В.Щусева работает очередная выставка одного здания. На этот раз в коллекцию принят Ресторан "95" (Архитектурное бюро "Александр Бродский").
Программа "МУАР ПРОЕКТ. Строение N" осуществляется Музеем архитектуры с 2001 года. Это программа создания коллекции современной архитектуры. Экспертами программы в настоящее время являются Елена Гонсалес, Николай Малинин и Барт Голдхоорн, с января 2002 г. сменивший Григория Ревзина. На сегодняшний день в коллекцию принято восемь объектов. Девятым строением, принимаемым Музеем Архитектуры на хранение, станет комплекс ресторана "95"
(Ресторан "95" / Бухта Радости на Пироговском водохранилище / Архитектурное бюро "Александр Бродский" / архитектор А.Бродский при участии О.Овсия / заказчик Александр Ежков / проектование 2000 г.)
Предписанная названием бухты радость - в реальности становившаяся радостью летнего загородного времяпрепровождения - издавна обитала на ее берегах вполне конкретным образом. Можно сказать, что в течение десятилетий сформировались три вида "радостей" (лишь отчасти поддержанных инфраструктурой), привычных для горожан в этом месте: отдых у воды, пикники и использование разного рода "плавсредств". Главная отличительная черта этих видов времяпрепровождения - их сезонная обусловленность: они подчинены календарю. Поэтому неудивительно, что, когда объектом деятельности архитектора либо художника становится та или иная вариация привычных радостей у воды, ему приходится соотносить загородную свободу "развлекательного", досугового самовыражения и жесткую привязанность к времени года. Это соотношение стало очень интересной чертой самого значительного из объектов, возникших в последнее время на берегах бухты. Само возникновение ресторана "95о" - отзвук выездов на шашлыки и одновременно - напоминание о таком существенном жанре отдыха у воды, как рыбалка. Разумеется, это летний ресторан, почти полностью открытый, как подобает причалу, однако зимой вмерзшие в лед наклонные опоры и засыпанные снегом "палубы" демонстрируют его исключительные качества как арт-объекта, может быть, особенно отчетливо. Здание кажется простым и эмблематичным. Форма, очевидно, заимствована у причала, 95о - угол наклона "вертикалей". Тем не менее, в рамках этой простой и довольно компактной системы, прозрачной почти на две трети общего объема, выстроена иерархия пространств, вызывающая ассоциации скорее не с причалом, а с кораблем. Цветовая доминанта здания - ржаво-железная "рубка" - является банкетной комнатой. Другое изолированное пространство - кухня, обшитая оцинкованным железом - благодаря сильному рисунку своих очертаний и эффектному входному фасаду с ячейками стеклоблоков определяет восприятие здания с береговой стороны. Верхняя "палуба" (второй уровень) представляет собой основную "посадочную зону" ресторана; нижний уровень неожиданно продолжает тему открытости и прозрачности пространств в другом направлении: сооружение "открывается" вниз, в воду - точнее, в рыбные садки. В свою очередь ту же тему продолжает и "редкая" кровля, дополнительно укрытая прозрачным пластиком. Корабельную стилистику здания подчеркивают конструктивные элементы, лестницы-трапы, узлы балок, наклонные "мачты" вертикальных опор. По стечению обстоятельств, нижний уровень ресторана дал приют "плавсредствам", созданным детьми из студии Михаила Лабазова; если уподобить здание ресторана кораблю, причалившему в Бухте Радости, то эти кораблики и в самом деле оказываются единственными возможными на нем шлюпками. (Сергей Ходнев)