25 октября 2017 года в Арапском зале и Ротонде Зимнего дворца начинает свою работу выставка «Печать и революция. Издания 1917 – 1922 годов в фондах Государственного Эрмитажа».
Экспозиция включает более 200 экспонатов из фондов Научной библиотеки и пять литографий Отдела истории русской культуры Государственного Эрмитажа, увидевшие свет в первое послереволюционное пятилетие.
Издательская деятельность после революционного переворота – один из самых интересных периодов в истории книжного дела России. Это было время становления системы советского книгоиздательства, когда параллельно существовали как старые дореволюционные, ещё не национализированные, издательства и типографии, так и стремительно возникающие новые издающие организации – государственные, частные, кооперативные. Одним из первых законодательных актов советской власти был «Декрет о печати» от 27 октября 1917 года, по которому контрреволюционные органы печати подлежали закрытию. Этим декретом было положено начало ограничениям в отношении «классово чуждых» издательств, периодических изданий и книг. В труднейших экономических условиях революции и гражданской войны, при колебаниях цензурной политики и стремлении государства к национализации и централизации печатного дела, большинство издательств существовали недолго. Несмотря на это, многие из них все же успели выпустить интереснейшие образцы печатной продукции.
В настоящее время в библиотеке Эрмитажа хранится около 2000 экземпляров книг, выпущенных в 1917-1922 годы. При отборе особое внимание было уделено книгам, так или иначе связанным с разными аспектами художественной жизни – искусством, литературой, театром и музейным делом. Среди редких экспонатов – семь агитационных плакатов 1918–1920 годов, два детских лубка артели художников «Сегодня», поэма Александра Блока «Двенадцать» с иллюстрациями Юрия Анненкова, а также первое издание работы Владимира Ленина «Государство и революция». Большинство издательств представлены на экспозиции единичными экземплярами своей продукции, однако некоторым предприятиям посвящены отдельные витрины. Это, прежде всего, крупные государственные издательства – Наркомпрос и Госиздат.
Вероятно, самым грандиозным и утопичным издательским проектом этого периода является «Всемирная литература» – первое советское специализированное издательство переводной художественной литературы, созданное по инициативе группы литераторов и издателей во главе с Максимом Горьким. Издательство занималось выпуском классических произведений и новинок зарубежной литературы, привлекая для перевода лучших литераторов и переводчиков.
Центральное место в разделе ведомственных изданий на выставке отводится публикациям Государственного Эрмитажа. 12 декабря 1918 года было принято постановление «О реорганизации Эрмитажа и подлежащих ему задачах», в котором подчеркивалась необходимость многосторонней издательской деятельности в музее, прежде всего, выпуск каталогов и путеводителей по его экспозициям. За первое пятилетие после революции Эрмитаж подготовил 12 изданий – это каталоги первых временных выставок советского периода, путеводители по коллекциям и экспозициям музея, первый Сборник научных работ сотрудников музея. Отдельно стоит отметить Памятную записку, изданную в связи с реэвакуацией из Москвы коллекций Эрмитажа в ноябре 1920 года. Составленная на основании сообщений непосредственных участников этого важнейшего события в жизни музея, записка была отпечатана в ночь на 28 ноября 1920 года тиражом 200 экземпляров Российской Государственной Академической типографией. Издание было предназначено для раздачи приглашенным лицам на торжественном открытии для публики восстановленного в прежнем виде зала Рембрандта, в котором была развернута подготовленная Г. С. Верейским выставка офортов Рембрандта и его школы. Именно из собрания Георгия Семеновича Верейского поступил в библиотеку экземпляр этого редкого издания.
Среди частных и кооперативных издательств более полно представлены предприятия, выпускавшие продукцию высокого художественного качества и полиграфического исполнения. К их числу относится «Аквилон», основанный в Петрограде в 1921 году и до своей ликвидации в 1924 году выпустивший всего 22 издания ограниченными тиражами от 500 до 1500 экземпляров. Книги «Аквилона» иллюстрировали выдающиеся художники-графики: А.Н. Бенуа, Д.Н. Кардовский, М.В. Добужинский, В.М. Конашевич, Б.М. Кустодиев, Д.И. Митрохин, К.С. Петров-Водкин, К.А. Сомов.
Выставка включает и периодическую печать. Исключительный интерес представляют иллюстрированные сатирические журналы 1917 года, получившие широкое распространение в России ещё перед февральской революцией и исчезнувшие вскоре после Октября. Сатирические журналы живо и остро реагировали на события политической и общественной жизни, в них публиковались злободневные фельетоны и карикатуры. Эти издания были неоднородны в художественном отношении, но некоторые из них («Новый сатирикон», «Бич», «Барабан», «Будильник», «Пугач», «Пулемет») сотрудничали с интересными художниками-карикатуристами и литераторами-сатириками. Сатирические журналы объединяло негативное отношение к династии Романовых и к монархии в целом, неприязнь как к Временному правительству, так и к большевикам во главе с Лениным. На выставке демонстрируются также некоторые литературные и художественные журналы («Москва», «Новый мир» «Пламя», «Среди коллекционеров»), и литературные альманахи («Петербургский альманах», «Записки мечтателей», «Зеленая птичка» «Скифы»).
На выставке, посвященной русской революции, невозможно обойтись без портретов В. И. Ленина. В экспозицию включены два листа из литографированного альбома, в который вошли эскизы художника Натана Альтмана к скульптурному портрету вождя («Ленин у телефона» и «Ленин и представители английских профсоюзов»). Художник создавал свои рисунки в кабинете Ленина в Кремле в 1920 году. Альбом из девяти эскизов и одного листа с факсимиле подписи Ленина был выпущен Отделом изобразительных искусств Наркомпроса в 1921 году.
Революция резко изменила жизнь, как частных лиц, так и предприятий и учреждений в стране. Это в полной мере относится к Эрмитажу, превратившемуся в крупнейшее государственное учреждение культуры. К 1917 году в императорском Эрмитаже было несколько библиотек, насчитывавшие в своих фондах более 40 000 единиц книг. При каждом отделении музея имелась своя библиотека, книги которой были необходимы сотрудникам в их повседневной работе. На пополнение этих библиотек выделялись средства, принимались меры к их упорядочению.
Вопрос о создании единой библиотеки в Эрмитаже поднимался неоднократно. Однако это решение было осуществлено в полной мере уже в советское время. В 1924 году Центральная библиотека была переведена в Южный павильон Малого Эрмитажа, где находится и поныне.
Выставка подготовлена сотрудниками Научной библиотеки Государственного Эрмитажа. Куратор – Галина Викторовна Дорофеева, главный библиотекарь Сектора редких книг и рукописей Научной библиотеки Государственного Эрмитажа.