Выставка посвящена зарождению, истории и идеологии Протестантизма, третьего, наряду с православием и католицизмом, направления в христианстве. В экспозицию вошло около 150 экспонатов из собрания Государственного музея истории религии. Большинство предметов датируются XVI – XXI вв. и экспонируются впервые, среди них книги, произведения декоративно-прикладного искусства, живописи, графики, скульптуры, мелкой пластики из фондов музея.
Реформация— широкое религиозное и общественно-политическое движение в Западной и Центральной Европе XVI – начала XVII вв., направленное на реформирование католицизма. Её началом принято считать выступление доктора богословия Виттенбергского университета Мартина Лютера (1483 — 1546). 31 октября 1517 г. он, по легенде, прибил к дверям виттенбергской замковой церкви свои «95 тезисов», в которых выступал с осуждением доктринальных принципов Римско-Католической церкви.
Протестантизм получил распространение во всей Европе в вероучениях последователей Лютера (лютеранство): Жана Кальвина (кальвинизм), «цвиккауских пророков» (анабаптизм), Ульриха Цвингли (цвинглианство), а также возникшего особым путём англиканства.
В ходе Реформации Библия, переведенная богословами на национальные языки, была предоставлена верующим с правом самостоятельно толковать её и вкладывать в свою веру новое содержание. Христианское богослужение обрело национальные языки и возникли национальные церкви. Вероучение протестантизма провозгласило единым источником веры Священное Писание. Принцип «только Писание» (Sola Srriptura) отвергал учение католиков и православных о двух источниках веры. Новое учение о спасении души христианина «только верою» (Sola fide) и «только благодатью» (Sola gratia) было направлено на опровержение католического богословия и связанной с ним культовой практики. Нововведения протестантизма включали осуждение монашества и безбрачия духовенства, отказ от поклонения мощам и реликвиям святых, признание лишь двух христианских таинств из семи. Протестантизм существенно изменил структуру церковных организаций.
Выставка разделена на несколько основных разделов. Первый из них посвящен основоположнику Реформаторского движения Мартину Лютеру. Кроме многочисленных скульптурных и графических портретов, Лютера, на выставке представлено и литературное наследие мыслителя, так, например, Библия или Полное Писание Ветхого и Нового Заветов на немецком языке доктора Мартина Лютера, изданная в Нюрнберге в 1649 г. (т. н. «Библия курфюрстов»), а также сочинение «О монашеских обетах», изданное в 1522 г. в Виттенберге, титульный лист к которому, по мнению ряда исследователей, создал Лукас Кранах. Раздел дополняет графический портрет супруги философа Катарины Лютер, бывшей цистерцианской монахини, а также деревянный алтарь-триптих, в композицию которого включены цитаты из Библии в переводе на нижненемецкий язык, который в 1534 г. сделал Иоганн Бугенхаген (1485 – 1558) – сподвижник Лютера.
Последователи Реформации защищали национальную идентичность своего народа, способствуя началу формирования национальных государств. В течение XVI – XVII вв. реформаторы и протестантское духовенство осуществили программу библейского просвещения своих народов, во многом подготовив культурный прогресс Европы в эпоху Просвещения XVIII в. Этим двум важнейшим процессам посвящены два следующих раздела экспозиции. Многие экспонаты данных разделов, такие как Орудия Великой Крестьянской войны в Германии, монументальное панно М.И. Шехтмана 1938 г. «Варфоломеевская ночь» экспонировались в музее более четверти века назад.
Завершает выставку самый масштабный раздел, рассказывающий о сложении и истории протестантских общин в России. В большинстве общины зарождались как этнические религиозные сообщества иноземцев – немцев, англичан, голландцев, французов, швейцарцев, шведов, эстонцев. Без сомнения, протестанты внесли значительный вклад в развитие русской культуры. На выставке впервые в столь полном объеме экспонируется коллекция портретов и памятных предметов петербургских пасторов, а также полученная в дар коллекция костюмов гуттеритов (течение внутри анабаптизма, отличительной чертой которого является общность имущества). Внимание посетителей, безусловно, привлекут два пятиметровых витража с изображением Евангелистов Марка и Матфея, изготовленные в рижской мастерской Эрнста Тоге в нач. XX в. Экспозиция также включает и ряд современных материалов, предоставленных музею Объединением церквей евангельских христиан-баптистов Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Централизованной религиозной организацией Северо-Западного Объединения Российской церкви христиан веры евангельской, Церковью Христиан Адвентистов Седьмого дня в Санкт – Петербурге и Армией Спасения.