Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств представляет крупный выставочный проект - первую ретроспективную выставку, посвященную творчеству выдающегося архитектора Максимилиана Месмахера (1842-1906), приуроченную к 175-летию со дня рождения зодчего.
Выходец из прибалтийской ремесленной семьи, Максимилиан Месмахер первоначально совершенствовал дар рисовальщика в школе при Обществе поощрения художеств, затем поступил для получения архитектурного образования в Императорскую Академию художеств и блестяще ее закончил, представив по итогам заграничной пенсионерской поездки проект реставрации античного театра на Сицилии. Первые архитектурные заказы среди представителей петербургской аристократии обеспечили молодому архитектору репутацию художественно одаренного и ответственного исполнителя. Эти профессиональные качества способствовали также формированию первоначальной служебной карьеры.
Однако скорое знакомство архитектора с сенатором А.А. Половцовым предопределили будущее архитектора. С этого времени он не только исполнитель частных заказов семьи придворного банкира барона А.Л. Штиглица, но и деятельный участник создания, а вскоре и первый директор Центрального училища технического рисования барона А.Л. Штиглица, строитель великолепного здания Музея декоративно-прикладного искусства в Соляном переулке.
Тесные профессиональные отношения с государственным секретарем А.А. Половцовым обеспечили архитектору вереницу заказов по переделке отдельных интерьеров и постройке великокняжеских и императорских дворцов. Одной из наиболее известных работ зодчего остается резиденция императора Александра III в крымском имении "Верхняя Массандра" - яркий образчик стиля "неоренессанс" - основного творческого кредо М. Месмахера.
Научно-исследовательский музей при Российской Академии художеств при партнёрском участии ведущих петербургских музеев и архивов представляет вниманию петербуржцев и гостей города ранее не публиковавшиеся чертежи построек архитектора, архивные документы и фотографии, материалы о семье зодчего и его потомках, а также работы современных фотографов, запечатлевших интерьеры малодоступных зданий, созданных по проектам М. Месмахера.
Выставка подготовлена при поддержке Международного Благотворительного Фонда "Константиновский"