Выставка произведений Ю.И.Филиппова в Самарском областном художественном музее посвящена 90-летию со дня рождения замечательного самарского мастера. Здесь представлены около восьмидесяти произведений живописи и графики, исполненные им в 1950-е – 2000-е годы. Это работы из собрания музея и собрания семьи художника.
В 1957 г. Ю.И.Филиппов приехал в Куйбышев после окончания Киевского художественного института и влился в ряды творческой молодежи, также недавно вернувшейся в родной город после окончания учебы. Особые дружеские отношения его связывали с В.З.Пурыгиным и А.А.Кулаковским. Художники стремились вписать новую страницу в историю изобразительного искусства Куйбышева-Самары.
Помимо интереса к природе Самарского края, для них было важно и приобщение к русской истории и культуре, в составе творческих групп они совершали поездки по стране, по городам «Золотого кольца» России. Привлекают внимание работы Филиппова 1960-х-1970-х годов, написанные во время таких поездок - «Липовая аллея», «Переславль-Залеский. В Никитинском монастыре» (СОХМ); «Борисоглебская слобода», «Переславль-Залесский. Собор Александра Невского», «Сергиев Посад», «Улочка в Переславле» (собрание семьи художника) и многие другие холсты, которые наполнены радостью открытия русской старины, любованием красотой старых городов, монастырей и храмов. Художник вводит зрителя в радостный, пронизанный солнцем мир, продолжая традиции русской пленэрной школы, мастеров «Союза русских художников», К.Ф.Юона и Б.М.Кустодиева. На основе переработанных впечатлений от поездок в 1970-е художник создал и свои нарядные, жизнерадостные полотна, посвященные народным праздникам, эту тему он неоднократно продолжал и в 1990-е – этюд к картине «Русская масленица», «Праздник русской зимы», «Масленица в Переславле».
Принимая активное участие в выставках союза художников, Ю.И.Филиппов писал тематические картины, посвященных новому в жизни страны («В диспетчерской», 1964; «На главном конвейере ВАЗа», 1973). Его картина «В диспетчерской» (СОХМ), решенная в традициях т.н. «сурового стиля», создавалась на большом подъеме во время «хрущевской оттепели» и привлекает нас своей свежестью и правдивостью трактовки, казалось бы, обыденной трудовой сцены.
Юрий Иванович - автор замечательных портретов самарцев, среди которых работы «Портрет капитана В.А. Маркочева» (1979), «Бригадир «Куйбышевметростроя» В.М.Сердюков» (1986), «Портрет ученого-историка Н.И.Сергеева» (1994), а также «Портрет актрисы Веры Ершовой» (1997).
Но центральное место в его творчестве было отведено пейзажному жанру, где художник занял важное место среди самарских пейзажистов. У его работ – своя особенная тема, свой особый колорит. Юрий Иванович – автор множества произведений, которые он посвятил Самарскому краю, своей «малой родине». Своеобразие творческой манеры Филиппова ярко выражено в картинах 1990-х – 2000-х годов. Он работает над новым характерным типом пейзажной картины, в котором создает эмоционально-декоративный, исполненный внутренней мощи и особой – «легендарной» - загадочности образ природного мира, Самарской Луки и Жигулей, далекого от веяний современного прогресса. Это работы «Древние Жигули», «Лебеди над Волгой», «Облака над Волгой» (СОХМ), «Лунная ночь в Жигулях», «Волжские просторы», «Молодецкий курган», «С высоты Сокольих гор».
Важное место в творчестве художника занял образ старой Самары, которую мы постепенно теряем. Филиппов – автор многих произведений на эту животрепещущую тему. Им создано несколько монументальных пейзажей, посвященных историческому прошлому Самары – это «Самара-крепость. ХVI век» (собрание СОХМ) и несколько вариантов монументально-праздничного полотна «Старая Самара», которое является в творчестве художника программным.
Яркое, восторженное чувство вызвала у художника поездка после многолетнего перерыва в село Ширяево. Он увлеченно работал над живописной серией, посвященной неповторимому своеобразию ландшафта этой местности, которую в свое время посещали И.Е.Репин и Ф.А.Васильев («Вид из штольни на Ширяево», «Вид на Ширяево» и другие работы).
Юрий Иванович Филиппов – замечательный мастер, воплотивший в своей творчестве любовь к родной природе, Самаре, России, наряду с В.З.Пурыгиным, И.Е.Комиссаровым, В.И.Белоусовым, навсегда вошел в историю самарского изобразительного искусства, оставив нам свое драгоценное творческое наследие.
Самара, ул. Куйбышева, 92, "Мраморный зал"
Стоимость входных билетов:
Взрослый билет - 150 рублей.
Дети и льготные категории - 100 рублей.