Государственный музей Востока
Из серии выставок «История одного экспоната»
Во II–III вв. н.э. на территории Южного Приаралья существовало крупное государство, которое, по сведениям исторических источников,известно как Государство Хорезмшахов, занимавшее практически всю территорию дельтовой области крупнейшей среднеазиатской реки – Амударьи. Северные и северо-восточные пределы государства четко определяются по крепостям, защищавшим рубежи державы. Одной из таких крепостей была Гяуркала, возведенная на одном из отрогов невысокого хребта Султан-Уздаг на высоком правом берегу Амударьи. Во время раскопок этого памятника, которые проводились Хорезмской археолого-этнографической экспедицией в 1952 году, в кирпичной закладке стрелковой галерее крепостной стены была найдена уникальная в своем роде тщательно смоделированная мужская скульптурная голова, несколько больше натуральной величины, изготовленная из тщательно промешанной сырой глины с добавлением гипса. Не вызывает сомнений, что это часть крупной мужской фигуры, которая украшала один из парадных залов внутри крепости. Других частей скульптуры в процессе раскопок не найдено, возможно, они и не сохранились. Обстоятельства находки этого произведения монументальной скульптуры говорят о том, что она была спрятана, замурована по неизвестным нам причинам. Может быть, защитники крепости во время осады пытались укрыть наиболее значимые для них, возможно, сакральные и культовые предметы, одним из которых была часть мужской скульптуры.
Представленная в экспозиции мужская голова является одним из лучших образцов реалистической, бесспорно, портретной скульптуры античного Хорезма, с которой могут сравниться только некоторые образцы культовой скульптуры из дворца Топрак-кала, который был центральным культовым центром всего государства.Это лицо человека смешанного европеоидно-монголоидного происхождения в высоком головном уборе усеченно-конической формы, что свидетельствует о его особом положении в обществе. Может быть, это скульптурный портрет вождя или принца. В мочке левого уха было сделано отверстие, в которое, видимо, была вставлена серьга, которая не сохранилась или была вынута тогда, когда голову прятали.
Представленная на выставке скульптура является замечательным произведением хорезмийских скульпторов эпохи античности. Она позволяет реально представить облик хорезмийца периода античности. Кроме того, следует отметить высокую технику моделировки скульптуры, которая, безусловно, придает портретное сходство этому произведению. То, что оно было найдено в развалинах крепости на далекой северной окраине государства, прежде всего, говорит о высоком общем уровне художественной культуры Хорезма во II–III вв. н.э., когда начальник гарнизона пограничной крепости украшал парадные помещения такими произведениями монументального искусства.
Куратор: Сергей Болелов