25 июля 2024 г. в Музее пейзажа Плёса начинает работу третий совместный проект Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина (Москва) и Плёсского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника.
Первым опытом успешного взаимодействия в 2022 г. стал проект «Западноевропейская гравюра и живопись XVII-XVIII вв. из собраний Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина и Плёсского музея-заповедника». Поскольку основная экспозиция Музея пейзажа состоит исключительно из произведений отечественной живописи, выставка обозначила новый вектор в развитии экспозиционно-выставочной деятельности музея.
В 2023 г. по инициативе В.Э. Марковой, главного научного сотрудника ГМИИ, доктора искусствоведения, музеи приступили к осуществлению нового выставочного проекта, рассчитанного на три года и посвященного зарубежной пейзажной живописи XVII–XX вв. из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина. Тогда же прошла первая выставка этого цикла, на которой в Плёсе были представлены произведения мастеров пейзажа Европы и США XX в. Проект вызвал большой резонанс, побудив зрителей к осмыслению контекста мирового изобразительного искусства через отдельно взятый жанр.
Цель новой выставки – познакомить российских ценителей с работами зарубежных мастеров XIX в., расширив, таким образом, для зрителей границы понимания особой роли пейзажного жанра в мировом художественном процессе. В XIX столетии именно с пейзажем во многом были связаны поиски новой образной выразительности, осмысление национального своеобразия искусства, а также эксперименты в области обновления самого языка живописи. Для нас творчество живописцев других стран интересно тем, что в это же время происходит становление и расцвет русской пейзажной школы. В конце XVIII - первой половине XIX в. местом притяжения была Италия, с которой тесно связано творчество Фёдора Матвеева, Сильвестра Щедрина, а также Александра Иванова, чьи опыты в области пленэрной живописи особенно важны для развития русского пейзажа. Их наставниками, как правило, были немецкие художники: Матвеева – Якоб Филипп Хаккерт, а Иванова – Иоганн Фридрих Овербек. Классик русского реалистического пейзажа Иван Шишкин прошёл обучение сначала в Мюнхене в мастерской братьев Адамов, затем в Цюрихе у профессора Коллера и наконец в Дюссельдорфе, где он посещал художественную школу. Постепенно внимание русских пейзажистов смещается в сторону Франции, что в полной мере отвечало той роли, которую она стала играть в художественной жизни Европы с середины XIX в., сначала благодаря реалистическим новациям барбизонской школы, а затем импрессионистам и Сезанну. В связи с Францией следует упомянуть и Репина, не питавшего интереса к пейзажу в чистом виде, но не раз говорившего о своей любви к Парижу, которую в полной мере разделяли и его талантливые ученики, а также художники последующих поколений. Россия здесь не являлась исключением: благодаря Сезанну взоры всей Европы были прикованы к Франции.
Составленная из работ художников разных стран, выставка «Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина» поможет каждому зрителю создать представление об эволюции пейзажа, национальных особенностях жанра и многообразии его видов.
Музей пейзажа: Плёс, ул. Луначарского, 20
График работы: 25 июля - 10 ноября 2024 г.
Ежедневно с 10.00 до 18.00 (продажа билетов до 17.30), понедельник - выходной.