Выставка «Монумент. Пропаганда» представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые.
Развитие скульптуры в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды с первых лет было связано с активными поисками решений, способных наиболее ярко воплотить идеи нового государства. Коллекция произведений 1920-1930-х годов в собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств прекрасно иллюстрирует один из наиболее сложных и одновременно интересных периодов в истории отечественного искусства. В это время актуальным становятся вопрос поиска нового художественного языка, адекватного среде и времени. С одной стороны, не прерываются традиции академического искусства. Продолжает работать целая плеяда скульпторов, обозначившихся еще в дореволюционный период, а также их учеников, окончивших Академию незадолго до революции и делавших в 1920-е первые самостоятельные шаги в искусстве. С другой стороны, появляются художники новой формации, обладающие универсальным характером творчества, в совершенстве владеющие всей амплитудой востребованных выразительных средств. И те, и другие активно включаются в процесс воплощение плана ленинской «монументальной пропаганды», ставшего главным импульсом в развитии всех видов искусства. Это в большей степени стимулировало развитие монументальной пластики, неразрывно связанной с архитектурой. В первое десятилетие необходимость быстрой установки максимального числа памятников, пропагандирующих актуальные идеалы, способствовала генерированию нетривиальных образов, яркое воплощение получили многочисленные авангардные решения. К первым революционным праздникам проектируются временные декоративные конструкции, а скульптура выполняется быстро, из недолговечных материалов, таких как гипс, дерево, бетон. Позже, в погоне за идеей наиболее яркого воплощение абсолютного образа тоталитарного государства создаются подлинно монументальные проекты, синтезирующие лучшие достижения скульптуры и архитектуры.
В первый послереволюционный год в Петрограде появилось около двадцати памятников и памятных бюстов. Многие из них изготавливались из недолговечных материалов и просуществовали совсем недолго. Одним из первых монументов Петрограда стал памятник Ф. Лассалю, выполненный скульптором В.А. Синайским (1893-1968) и установленный рядом с Городской думой на Невском проспекте. Он просуществовал лишь до 1938 года, поэтому уменьшенная копия 1967 года, хранящаяся в собрании музея Академии художеств, безусловно, представляет огромную ценность. Это в полной мере касается портретного бюста В. Володарского (1891-1918) 1923 года работы Л. В. Блезе-Манизер (1891-1924), который явился подготовительной работой для открытого в 1925 году уже после смерти художницы памятника работы М. Манизера (1891-1966) напротив строящегося Володарского моста. Монумент явился первым в советском искусстве памятником, отлитым из бронзы и установленным на постоянной основе. Хранящийся в собрании музея портрет Володарского характеризуется сочетанием подчеркнуто конструктивных форм с достоверностью черт изображенного.
С середины 1920-х начинается второй этап воплощения плана «монументальной пропаганды», что связано с активным обращением к образу самого В. И. Ленина после его смерти в 1924 году. Среди проектов в коллекции музея стоит выделить два относящихся к наиболее известным из монументов десятилетия. Это повторение 1966 года модели памятника у Финляндского вокзала, установленного в Ленинграде в 1925 году. Авторы - С. А. Евсеев (1882-1959), архитекторы В. А. Щуко (1878-1939) и В.Г. Гельфрейх (1885-1967). Собрание обладает уникальной коллекцией оригинальных работ В. В. Козлова (1887 – 1940), представляющих варианты проектов памятников В. И. Ленину. Среди них особого внимания заслуживает проект монумента, установленный в 1927 году у здания Смольного. Архитекторами выступали также Щуко и Гельфрейх. Статуя отливалась в бронзолитейной мастерской Академии художеств под руководством скульптора Я.А. Троупянского (1887-1955). Эта статуя В.И. Ленина получила широкое распространение, ее копии были установлены на территории заводов “Большевик” (ныне — Обуховский завод) и “Ильич” в Ленинграде, в городах Иваново-Вознесенске, Махачкале, Севастополе и др. Оба памятника представляют определенную устоявшуюся композицию в представлении образа Ленина выступающим с трибуны. По-иному решен вариант проекта другого памятника работы Козлова. В основу композиции подобного решения положен эпизод из жизни вождя, когда он
выступил перед демонстрантами с балкона особняка М.Ф. Кшесинской на Петроградской стороне. Монумент выполнялся по заказу Василеостровского райкома партии скульптором В.В. Козловым. По окончательному варианту проекта памятник установлен в 1930 году на Большом проспекте. В.О. перед зданием администрации района, где и находится в настоящий момент.
В собрании НИМРАХ хранится уменьшенная копия 1970-х годов композиции «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной (1889 – 1953), выполненная в 1937 году для российского павильона Международной выставки в Париже в сотрудничестве с архитектором Б.М. Иофаном. Скульптурная группа является высшим достижением советской монументальной пластики 1930-х годов в ее синтезе с архитектурой. В 1930-е годы выдвигается новое поколение скульпторов, в отличие от В.И. Мухиной, М.Г. Манизера и В.В. Козлова, только начинающих свою творческую карьеру в это десятилетие. Ярким примером может служить творчество Н. В. Томского (1900 – 1984). В 1937 году он выигрывает конкурс на создание памятника С.М. Кирову, ставшего впоследствии одним из лучших произведений художника в области монументальной пластики. Его уменьшенная копия 1966 года представлена в собрании НИМРАХ.
В станковой скульптуре в 1920-е годы активно развивается портрет. В самом начале десятилетия распространение получает скульптурный портретный рельеф, сочетающий формы объемной пластической выразительности с графической плакатной броскостью. Профильные изображения характеризовались выявлением ясной конструкции, зачастую сопровождались крупными надписями, а также интересными деталями фона и предметами одежды. По своей форме, такого рода произведения связаны с устанавливающимися в контексте плана «монументальной пропаганды» памятными досками, где изобразительные мотивы сопровождались всевозможными лозунгами и изречениями. В нашей коллекции представлены рельефы Я.А. Троупянского «Карл Либкнехт», А. Козельского «М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов» и Н. И. Альтмана «А. В. Луначарский». Последнее произведение интересно тем, что является одним из немногих скульптур в творчестве Н. Альтмана. Будучи на тот момент и живописцем, и скульптором, и оформителем массовых мероприятий, и театральным декоратором, он полностью воплощал универсальный характер художников нового времени. Работа относится к одному из вариантов портретов Луначарского, выполненных в 1921 году. В это время Натан Альтман переезжает в Москву, где по распоряжению Луначарского становится руководителем отдела изобразительного искусства при Наркомпросе и работает параллельно в Институте художественной культуры.
Выставка «Монумент. Пропаганда», приуроченная к столетию революционных событий 1917 года, представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые. Экспозиция демонстрирует модели всем известных скульптур, установленных в городской среде и формирующих ставшие уже классическими архитектурные ансамбли Петербурга, а также не сохранившиеся первые монументальные пластические работы послереволюционного Петрограда. Среди архитектурных проектов представлены графические решения к конкурсам на создание монументов 1920-1930-х годов работы Н.А. Троцкого, Л. В. Руднева, И. Г. Лангбарда, Н. Е. Лансере и др. Как завершающий аккорд поисков на выставке показаны известные проекты 1930-х годов, среди которых знаменитый неосуществленный Дворец Советов в Москве