НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Монумент. Пропаганда"

c 10 июня по 31 июляСанкт-Петербург
Выставка ''Монумент. Пропаганда''
Выставка ''Монумент. Пропаганда''
Выставка «Монумент. Пропаганда» представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые.

Развитие скульптуры в рамках Ленинского плана монументальной пропаганды с первых лет было связано с активными поисками решений, способных наиболее ярко воплотить идеи нового государства. Коллекция произведений 1920-1930-х годов в собрания Научно-исследовательского музея Российской академии художеств прекрасно иллюстрирует один из наиболее сложных и одновременно интересных периодов в истории отечественного искусства. В это время актуальным становятся вопрос поиска нового художественного языка, адекватного среде и времени. С одной стороны, не прерываются традиции академического искусства. Продолжает работать целая плеяда скульпторов, обозначившихся еще в дореволюционный период, а также их учеников, окончивших Академию незадолго до революции и делавших в 1920-е первые самостоятельные шаги в искусстве. С другой стороны, появляются художники новой формации, обладающие универсальным характером творчества, в совершенстве владеющие всей амплитудой востребованных выразительных средств. И те, и другие активно включаются в процесс воплощение плана ленинской «монументальной пропаганды», ставшего главным импульсом в развитии всех видов искусства. Это в большей степени стимулировало развитие монументальной пластики, неразрывно связанной с архитектурой. В первое десятилетие необходимость быстрой установки максимального числа памятников, пропагандирующих актуальные идеалы, способствовала генерированию нетривиальных образов, яркое воплощение получили многочисленные авангардные решения. К первым революционным праздникам проектируются временные декоративные конструкции, а скульптура выполняется быстро, из недолговечных материалов, таких как гипс, дерево, бетон. Позже, в погоне за идеей наиболее яркого воплощение абсолютного образа тоталитарного государства создаются подлинно монументальные проекты, синтезирующие лучшие достижения скульптуры и архитектуры.

В первый послереволюционный год в Петрограде появилось около двадцати памятников и памятных бюстов. Многие из них изготавливались из недолговечных материалов и просуществовали совсем недолго. Одним из первых монументов Петрограда стал памятник Ф. Лассалю, выполненный скульптором В.А. Синайским (1893-1968) и установленный рядом с Городской думой на Невском проспекте. Он просуществовал лишь до 1938 года, поэтому уменьшенная копия 1967 года, хранящаяся в собрании музея Академии художеств, безусловно, представляет огромную ценность. Это в полной мере касается портретного бюста В. Володарского (1891-1918) 1923 года работы Л. В. Блезе-Манизер (1891-1924), который явился подготовительной работой для открытого в 1925 году уже после смерти художницы памятника работы М. Манизера (1891-1966) напротив строящегося Володарского моста. Монумент явился первым в советском искусстве памятником, отлитым из бронзы и установленным на постоянной основе. Хранящийся в собрании музея портрет Володарского характеризуется сочетанием подчеркнуто конструктивных форм с достоверностью черт изображенного.

С середины 1920-х начинается второй этап воплощения плана «монументальной пропаганды», что связано с активным обращением к образу самого В. И. Ленина после его смерти в 1924 году. Среди проектов в коллекции музея стоит выделить два относящихся к наиболее известным из монументов десятилетия. Это повторение 1966 года модели памятника у Финляндского вокзала, установленного в Ленинграде в 1925 году. Авторы - С. А. Евсеев (1882-1959), архитекторы В. А. Щуко (1878-1939) и В.Г. Гельфрейх (1885-1967). Собрание обладает уникальной коллекцией оригинальных работ В. В. Козлова (1887 – 1940), представляющих варианты проектов памятников В. И. Ленину. Среди них особого внимания заслуживает проект монумента, установленный в 1927 году у здания Смольного. Архитекторами выступали также Щуко и Гельфрейх. Статуя отливалась в бронзолитейной мастерской Академии художеств под руководством скульптора Я.А. Троупянского (1887-1955). Эта статуя В.И. Ленина получила широкое распространение, ее копии были установлены на территории заводов “Большевик” (ныне — Обуховский завод) и “Ильич” в Ленинграде, в городах Иваново-Вознесенске, Махачкале, Севастополе и др. Оба памятника представляют определенную устоявшуюся композицию в представлении образа Ленина выступающим с трибуны. По-иному решен вариант проекта другого памятника работы Козлова. В основу композиции подобного решения положен эпизод из жизни вождя, когда он

выступил перед демонстрантами с балкона особняка М.Ф. Кшесинской на Петроградской стороне. Монумент выполнялся по заказу Василеостровского райкома партии скульптором В.В. Козловым. По окончательному варианту проекта памятник установлен в 1930 году на Большом проспекте. В.О. перед зданием администрации района, где и находится в настоящий момент.

В собрании НИМРАХ хранится уменьшенная копия 1970-х годов композиции «Рабочий и колхозница» В.И. Мухиной (1889 – 1953), выполненная в 1937 году для российского павильона Международной выставки в Париже в сотрудничестве с архитектором Б.М. Иофаном. Скульптурная группа является высшим достижением советской монументальной пластики 1930-х годов в ее синтезе с архитектурой. В 1930-е годы выдвигается новое поколение скульпторов, в отличие от В.И. Мухиной, М.Г. Манизера и В.В. Козлова, только начинающих свою творческую карьеру в это десятилетие. Ярким примером может служить творчество Н. В. Томского (1900 – 1984). В 1937 году он выигрывает конкурс на создание памятника С.М. Кирову, ставшего впоследствии одним из лучших произведений художника в области монументальной пластики. Его уменьшенная копия 1966 года представлена в собрании НИМРАХ.

В станковой скульптуре в 1920-е годы активно развивается портрет. В самом начале десятилетия распространение получает скульптурный портретный рельеф, сочетающий формы объемной пластической выразительности с графической плакатной броскостью. Профильные изображения характеризовались выявлением ясной конструкции, зачастую сопровождались крупными надписями, а также интересными деталями фона и предметами одежды. По своей форме, такого рода произведения связаны с устанавливающимися в контексте плана «монументальной пропаганды» памятными досками, где изобразительные мотивы сопровождались всевозможными лозунгами и изречениями. В нашей коллекции представлены рельефы Я.А. Троупянского «Карл Либкнехт», А. Козельского «М. В. Фрунзе и К. Е. Ворошилов» и Н. И. Альтмана «А. В. Луначарский». Последнее произведение интересно тем, что является одним из немногих скульптур в творчестве Н. Альтмана. Будучи на тот момент и живописцем, и скульптором, и оформителем массовых мероприятий, и театральным декоратором, он полностью воплощал универсальный характер художников нового времени. Работа относится к одному из вариантов портретов Луначарского, выполненных в 1921 году. В это время Натан Альтман переезжает в Москву, где по распоряжению Луначарского становится руководителем отдела изобразительного искусства при Наркомпросе и работает параллельно в Институте художественной культуры.

Выставка «Монумент. Пропаганда», приуроченная к столетию революционных событий 1917 года, представляет модели и проекты памятников первых послереволюционных десятилетий из фондов скульптуры и архитектуры Научно-исследовательского музея при Российской академии художеств, большая часть из которых экспонируется впервые. Экспозиция демонстрирует модели всем известных скульптур, установленных в городской среде и формирующих ставшие уже классическими архитектурные ансамбли Петербурга, а также не сохранившиеся первые монументальные пластические работы послереволюционного Петрограда. Среди архитектурных проектов представлены графические решения к конкурсам на создание монументов 1920-1930-х годов работы Н.А. Троцкого, Л. В. Руднева, И. Г. Лангбарда, Н. Е. Лансере и др. Как завершающий аккорд поисков на выставке показаны известные проекты 1930-х годов, среди которых знаменитый неосуществленный Дворец Советов в Москве

www.museum.ru/N66809
Ваше мнение »»

»»Научно-исследовательский музей Российской академии художеств
Адрес:город Санкт-Петербург, Университетская наб., 17
Проезд:Ст. м. "Василеостровская". От cт. м. "Невский проспект", "Гостиный двор" - тролл. №№ 1, 10, 11; авт. №№ 7, 24 до наб. Лейтенанта Шмидта
Телефоны:(812) 323-3578, 323-6496
сайт:nimrah.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  
новости от 22.11.2017  x    ?  


Выставка «Ура, наш Царь!..» в музее-заповеднике «Бородинское поле»

Музеи Московского Кремля примут участие в Non/fiction№19

«Стрелка». Выставка произведений Андрея Ремнёва

Выставка «Россия. Территория настоящего» в Музее современной истории России

Лобненский рубеж – начало контрнаступления в Битве под Москвой

Выставка "Северный путь/Nothern passage" Лорен Хартман в Дарвиновском музее

"Дом-музей. Из истории особняка М.П. Боткина". Выставка в Музее-институте семьи Рерихов

Non/Fiction№19. Книжная выставка «Детская книга 1917-2017. История с продолжением»

В особняке Румянцева открывается Центр имени Дмитрия Сергеевича Лихачева

Сокровища Пражского Града

В Коми-Пермяцком краеведческом музее будет создан страховой фонд экспонатов в электронном виде

XV Московский Международный фестиваль "Гармоника – душа России"

Образовательная программа «Толстой. Дагестан. Хаджи-Мурат» в галерее «Ясная Поляна»

Выставка «Секреты музейной реставрации» в Музее истории религии

Открытие Десятого Международного фестиваля "Биеннале поэтов в Москве"

День Нарвских Триумфальных ворот

Программа выходного дня для семейных групп с детьми "Славный народ - собаки" в Мелихове

Музыкальные четверги в Строгановском дворце. Вокальная группа "Акапеллика"

Гость музея – советский лёгкий танк Т-70

Выставка «Зимние объятия» В.А. Чупилко (г. Омск)

Поэтический вечер китайского поэта Ян Ляня и российского поэта Андрея Монастырского

Выставочный проект «Дыхание времени. Филиппова Г.Г.», Великий Новгород

Микеланджело Меризи да Караваджо. «Юноша с лютней». К завершению реставрации

Москва времен Екатерины II и Павла I в картинах Жерара Делабарта

Музей истории и культуры Среднего Прикамья – номинант двух престижных Интернет-конкурсов

Константину Романову - из XXI века

Выставка Юрия Спиридонова "Образ Арктики" в галерее "Голубая Гостиная"

«Норвегия - Россия. Паломничество художника». Выставка произведений Кьель Пар-Иверсена

Открытие выставки "Дервиши: образ и слово" в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого

Моя любовь. Сотворение фильма. Выставка Александра Петрова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru