Центральный выставочный зал "Манеж"
25 мая — 9 августа 2017
12-00 – 22-00
Государственный музейно-выставочный центр «РОСИЗО» совместно с Государственным историческим музеем и Российским государственным архивом социально-политической истории при содействии Министерства культуры Российской Федерации представляют выставку «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924», приуроченную к 100-летию революции 1917 года в России.
Масштабный историко-документальный проект включает в себя живопись, скульптуру, графику, архивные документы, редкие фотокадры 1920-х годов, кинохронику, лучшие образцы агитационных плакатов, предметы декоративно-прикладного искусства, а также личные вещи участников конгресса из музеев Москвы и Санкт-Петербурга, архивов, библиотек, частных коллекций. Центральное произведение выставки – грандиозное полотно Исаака Бродского «II Конгресс Коминтерна (Торжественное открытие второго Конгресса Коминтерна во дворце имени Урицкого, бывшем Таврическом)» с достоверностью и портретной точностью рассказывающее об одном из самых важных событий постреволюционного времени, заседании Второго Конгресса Коминтерна (Коммунистического интернационала), утвердившего Устав Коминтерна, цели и задачи мирового коммунистического движения.
II Конгресс Коминтерна проходил с 19 июля по 7 августа 1920 года – сначала в Петрограде, а затем в Москве. Для документации этих событий на съезд был приглашен известный живописец Исаак Бродский. Он возглавил группу художников, в числе которых были Борис Кустодиев, Мстислав Добужинский, Георгий Верейский, Сергей Чехонин, Константин Вещилов. Результатом четырехлетнего (1920-1924) труда Бродского стала монументальная картина – гигантский групповой портрет, на котором изображены 600 действующих лиц. Впервые на выставке «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924» полотно будет представлено вместе с многочисленными эскизами и архивными документами, наглядно демонстрирующими масштаб проделанной художником работы, его значимость для современников. Илья Репин назвал Бродского Рафаэлем нашего времени. Он отметил: «»Торжественное открытие II-го конгресса» – картина Исаака Бродского представляет такое необыкновенное явление, что о нём можно только благоговейно молчать. Такая масса лиц и движений, и все портреты, и все они действуют, начиная с главного оратора Ленина. Это колоссальный труд, и выполнение такой сложной композиции – мы знаем их – редкость».
Выставка «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924» дает представление о том, как после революции 1917 года создавалось новое советское государство, как жили люди в разрухе, голоде, но с мечтами о счастливом будущем. Революционные идеи зажигали массы не только в России – утопия мировой революции охватила в этот период весь коммунистический мир.
Проект демонстрирует обширное собрание экспонатов, которые представляют эту бурную эпоху. Среди них первый официальный портрет вождя пролетарской революции – картина Исаака Бродского «Ленин и манифестация», уникальные образцы агитационного фарфора, в том числе работы известного художника Сергея Чехонина – художественного руководителя Государственного фарфорового завода, шахматы Натальи Данько – популярная форма агитационной фарфоровой пластики 1920-х гг. В раздел выставки «Лица новой эпохи» вошли графические работы Юрия Анненкова – портреты деятелей культуры того времени – Анны Ахматовой, Айседоры Дункан, Владислава Ходасевича, Корнея Чуковского, Николая Евреинова и Василия Каменского.
Экспозиция «Строители нового мира. Коминтерн. 1918-1924» дает возможность погрузиться в контекст постреволюционной эпохи, ощутить драматичную атмосферу одного их самых ярких периодов всемирной истории – времени строительства нового мира.