Дом-музей В.М. Васнецова, один из пяти малых музеев Третьяковской галереи, продолжает традицию проведения временных выставок, которые дополняют постоянную экспозицию и представляют результаты научных исследований сотрудников музея. Эта камерная выставка стала первым обращением к пейзажу как самостоятельному жанру в творчестве Виктора Михайловича Васнецова (1848–1926), одного из самых знаменитых русских художников второй половины XIX — начала XX века.
В экспозиции представлены 29 этюдов из запасников Третьяковской галереи и собрания Дома-музея художника, написанных в окрестностях Москвы, Парижа, Вятки, Ахтырки, Абрамцева и Нового Рябова с 1874 по 1917 год. Из больших пейзажных работ представлена картина "Затишье" (1881, Третьяковская галерея). Основная часть этюдов из Дома-музея В.М.Васнецова экспонируется впервые. Выставка дополнена фотографиями из мемориального фонда художника.
Пейзаж в творчестве В.М.Васнецова обычно рассматривается в контексте картин на фольклорно-эпические сюжеты. Как самостоятельный жанр творческого наследия В.М.Васнецова пейзаж до сих пор не выделялся. Тем не менее, представленные на выставке этюды имеют самостоятельное художественное значение и свидетельствуют о тонком чувстве природы, свойственном мастеру.
Глубокое понимание природы воспитал в будущем художнике отец, сельский священник М.В.Васнецов. Уже в юные годы В.М.Васнецов отличался особой наблюдательностью и, по воспоминаниям его младшего брата Ап.М.Васнецова, много рисовал "по впечатлению". Из ранних работ на выставке представлены этюды "Вятские места" (1870-е) и "Хвойный лес" (1874; оба — Дом-музей В.М.Васнецова).
В природе, как и в фольклорно-эпической поэзии, художник прежде всего искал выражение настроения национальной красоты. Особая роль в картинах Васнецова на сказочно-былинную тему принадлежит пейзажам окрестностей Ахтырки и Абрамцева. В 1880–1881 годах художник выполнил здесь серию этюдов для своих самых известных картин "Аленушка" (1881) и "Богатыри" (1898; обе — Третьяковская галерея), среди них — экспонируемые на выставке два этюда "Пруд в Ахтырке" (оба — 1880; Третьяковская галерея и Дом-музей В.М.Васнецова), "Аленушка" (1880, Третьяковская галерея), "В окрестностях Абрамцева" (1890-е, Дом-музей В.М.Васнецова). Там же, на берегах реки Вори, была написана и картина "Затишье", на которой художник изобразил тихую, почти замершую в своем движении реку, обрамленную отлогими берегами, над которыми возвышаются вековые деревья.
Наименее известная широкому кругу зрителей часть выставки — пейзажи Нового Рябова. Так в память о родине художник назвал приобретенное в 1901 году в Дмитровском уезде, в двадцати верстах от Абрамцева, имение Ваньково. Это был дом с липовым парком и старым, заросшим кувшинками прудом, на котором стояла водяная мельница. Значительных произведений здесь художник не создал, а больше, по воспоминаниям детей, наслаждался природой. Сохранилась целая серия этюдов Нового Рябова, в которых от эпических мотивов и изображения русских просторов художник все чаще переходил к выбору небольших, на первый взгляд простых и скромных, но глубоко поэтичных мотивов: одиноко стоящего дерева, неброских цветов ромашки или ярко-розовых свечек иван-чая. Этюды выполнены на кусочках грунтованного холста, не натянутого на подрамник, или на небольших фанерных дощечках: "Облака" (1916), "Ромашки" (1916), "Аллея. Стволы лип" (1916), "Ели" (1916), "Дерево" (1917; все — Дом-музей В.М.Васнецова). Теплую ноту вносит в этюды присутствие в них близких Виктору Михайловичу людей: "Т.В.Васнецова на этюдах" (вторая половина 1900-х), "Мария Кускова на террасе дома в Новом Рябове" (около 1907), "М.И.Рязанцева на скамейке в аллее парка. Новое Рябово" (не ранее 1902 — начало 1910-х; все — Дом-музей В.М.Васнецова).
Тема пейзажа была крайне важной для В.М.Васнецова. На последней персональной прижизненной выставке художника 1912 года, прошедшей в Историческом музее в Москве, в особый раздел были вынесены пейзажные работы, объединенные тематически по месту создания. Данная выставка в доме-музее В.М.Васнецова — первая, посвященная исключительно этой теме, — организована по схожему принципу. Эта экспозиция особенно уместна в Доме-музее, окруженном садом: художник неоднократно писал здесь этюды.
К выставке подготовлено специальное иллюстрированное издание. В альбоме представлены пейзажные работы, которые охватывают полувековой период творчества художника. Многие из них впервые опубликованы в этом издании.
В следующем году запланировано проведение камерных выставок, посвященных 170-летию со дня рождения В.М. Васнецова и 65-летию со дня основания дома-музея.