Гений века. Шедевры из собрания Государственной Третьяковской галереи и Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан
29 апреля — 27 сентября
Министерство культуры Российской Федерации
Министерство культуры Республики Татарстан
Государственная Третьяковская галерея
Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник "Казанский Кремль"
Государственный музей изобразительных искусств Республики Татарстан
Под патронатом Президента Республики Татарстан
Центр "Эрмитаж-Казань"
Государственная Третьяковская галерея в рамках сотрудничества с Республикой Татарстан и в партнерстве с Государственным историко-архитектурным и художественным музеем-заповедником "Казанский Кремль", а также с Государственным музеем изобразительных искусств Республики Татарстан представляют выставку "Гений века…" — первый проект долгосрочной программы, в рамках которой пройдут крупные выставочные проекты в Казани и в Москве.
Выставка посвящена одной из самых блистательных эпох русского искусства — первым десятилетиям ХХ века. Представленная экспозиция — это рассказ о поиске красоты в пространстве искусства, о формировании эстетических идеалов эпохи, о рождении столетия, бунтарского и многоликого.
Реалистическая традиция многим казалась исчерпанной, и художники искали новые пути. Русское искусство достигло невиданного разнообразия стилей, поиски обновления пластического языка стали главным симптомом времени. Находясь между Западом и Востоком, художники стремились выявить национальную самобытность. Процесс самоидентификации стал одним из катализаторов возникновения множества художественных течений и сложения отдельных групп. Вопрос о своеобразии русского искусства в многообразии его стилевых проявлений — один из ключевых на представленной выставке.
Экспозиция включает произведения самых значительных художников и скульпторов того времени. Михаил Врубель, Виктор Борисов-Мусатов, Константин Коровин, Пётр Кончаловский, Михаил Ларионов, Кузьма Петров-Водкин, Николай Рерих создали новые стилистические тенденции и направления, во многом определявшие образ эпохи.
Встреча произведений из двух выдающихся музейных собраний России дает возможность работам, задуманным как парные, вновь встретиться в едином выставочном пространстве. Так, например, впервые за многие годы окажутся рядом "Провинциальная франтиха" (ГМИИ РТ, 1909) и "Провинциальный франт" (ГТГ, 1909) Михаила Ларионова. Также объединятся "Шабат" (ГМИИ РТ, 1911) и "Еврейская лавочка" (ГТГ, 1912) Наталии Гончаровой, представляющие одну серию. Выставка выводит на поверхность шедевры казанской и московской коллекций. Ряд из них часто экспонируется, а какие-то оказались незаслуженно забыты. Особенно ценно, что многие картины, предоставленные Третьяковской галереей, являются неотъемлемой частью постоянной экспозиции музея и редко покидают его стены, как, например, "Царевна-Лебедь" (1900) Врубеля — жемчужина выставки и ее эмблема.
Экспозиция демонстрирует, насколько широк был диапазон творческих поисков художников, работавших в рамках фигуративного искусства. Разделы выставки — "Символизм", "Русский импрессионизм", "Московский сезаннизм и "Бубновый валет", "Неопримитивизм", "После революции. Мастера и новое время", "Скульптура" — посвящены либо одному из направлений в искусстве, либо определенному кругу художников, близких по духу и, как правило, имевших общие эстетические взгляды.
Выставка открывается масштабным декоративным панно "Полет Фауста и Мефистофеля" (1896, 133х424, ГМИИ РТ) Михаила Врубеля, который признан предтечей живописи ХХ века и родоначальником русского символизма. Его творчество предвосхитило мистические настроения, которыми проникнуты многие произведения художников "Голубой розы". Радость бытия, очарование сиюминутности воспевали "русские импрессионисты" и прежде всего Константин Коровин. Схожий темперамент в работе с красочной фактурой проявляли художники раннего авангарда, которые объединились в группы "Бубновый валет" и "Ослиный хвост". Однако они придерживались более смелых взглядов на задачи искусства. Последний, постреволюционный раздел дает возможность увидеть, как протекала эволюция направлений, сформировавшихся в начале века, в принципиально ином, до-соцреалистическом контексте 1920-х годов. Завершается выставка 1932 годом, когда постановлением ЦК ВКП(б) были запрещены творческие объединения и создан единый Союз художников.
В составе экспозиции — 53 живописных и 8 скульптурных работ из коллекции Третьяковской галереи и 20 живописных произведений из собрания Государственного музея изобразительных искусств Республики Татарстан.
Выставку сопровождает образовательная программа, разработанная совместно с ведущими научными сотрудниками и детскими педагогами Третьяковской галереи. Специально к выставке подготовлено иллюстрированное издание-каталог.
Следующие проекты в рамках сотрудничества Третьяковской галереи и Татарстана — выставка искусствоведа и философа Булата Галеева (1940–2009), физика по образованию, "пионера светомузыки" и искусства новых технологий, а также выставка произведений из ключевого раздела собрания Третьяковской галереи – второй половины XIX века, на которой будут представлены полотна, лично приобретеные Павлом Михайловичем Третьяковым. В 2018 году в залах Третьяковской галереи пройдет выставка "Сказание о граде Свияжске", где будут экспонироваться уникальные иконостасы из двух церквей Свияжска, расположенного неподалеку от Казани, которые ныне находятся в коллекции ГМИИ Татарстана