С 2004 года в Музее истории города Ярославля осуществляется просветительский проект «Путешествие в страну Культуры». Его организаторами стали музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Названием проекту послужили слова всемирно известного художника, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха: «В какой стране предпочитаете жить? – Конечно, в стране Культуры». Программа проекта состоит из нескольких разделов: «Мир искусства», «Мир науки», «Мир этической мысли».
29 января 2017 года в музее была представлена новая программа «Музейон XXI века». Встречу, открывшую сезон 2017 года, организаторы посвятили истории создания Международного Центра–Музея имени Н.К.Рериха и Дню памяти его основателя – всемирно известного художника и просветителя Святослава Николаевича Рериха. Программу подготовили С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области, Л.В.Янковская, член Союза композиторов России, и А.В.Кононов, сотрудник общества.
Святослав Николаевич Рерих – художник мировой славы. Его картины можно увидеть в музеях Бельгии и Болгарии, США, Франции, Индии, и, конечно же, России. Как художник, мыслитель и общественный деятель С.Н.Рерих был удостоен правительственных наград многих стран. Его многогранное творчество охватывает архитектуру и театр, живопись, графику и книжную иллюстрацию, археологию, а также естественные науки – орнитологию и ботанику.
Доктор Гумаюн Кабир писал о Святославе Николаевиче: «Искусство Рериха в своих лучших достижениях является выражением особого гения русского ума в индийской среде». Работы художника обладают удивительным диапазоном, начиная с библейских притч Ветхого Завета и кончая идиллией и сценами из жизни индийской деревни.
Святослав Николаевич Рерих родился 23 октября 1904 года в Петербурге, в семье выдающихся деятелей науки и культуры Н.К. и Е.И. Рерихов. Старший брат Святослава Юрий Рерих впоследствии станет известным учёным-востоковедом и лингвистом. В этой замечательной семье детей с первых лет жизни окружала атмосфера творчества, красоты, труда и вдохновения. С юных лет сыновья бывали с отцом в археологических поездках по древнерусским городам. А в гимназии К.И. Мая у Святослава Николаевича пробудился интерес к естественным наукам.
В 1919 году семья Рерихов переезжает в Лондон, здесь Святослав готовится к поступлению на курс архитектуры в Королевскую академию искусств, занимается живописью и скульптурой. С 1920 года Святослав Рерих живёт в США, где продолжает архитектурное образование в Колумбийском и Гарвардском университетах, одновременно посещая скульптурное отделение университета Массачусетса. В эти годы он увлекается графикой и иллюстрациями книг.
В Америке С.Н.Рерих принимает самое деятельное участие в создании и работе Мастер-Института Объединенных Искусств и других культурно-просветительских организаций, основанных его родителями. В 19 лет он уже возглавляет Международный центр искусств «Корона Мунди» в Нью-Йорке, а впоследствии становится вице-президентом Музея Николая Рериха. Святослав Николаевич читает лекции, ведёт большую культурно-просветительную работу, пишет много картин, активно участвует в организации и продвижении Пакта Рериха по охране культурных ценностей человечества.
Позднее, переехав к родителям в Индию, С.Н.Рерих посвящает своё время художественному творчеству. В Институте Гималайских исследований «Урусвати», созданном Рерихами после завершения Центрально-Азиатской экспедиции, Святослав Николаевич заведует секторами ботаники, орнитологии, кристаллографии, изучает тибетскую фармакологию, исследует эфироносные растения, организовывает экспедиции по сбору редких растений.
Супругой С.Н.Рериха стала Девика Рани, популярная индийская киноактриса, внучатая племянница лауреата Нобелевской премии, писателя Рабиндраната Тагора. В Бангалоре, где на долгие годы обосновалась чета Рерихов, по инициативе Святослава Николаевича был выстроен Карнатакский культурно-просветительский центр искусств, которым он руководил до конца жизни.
С.Н.Рерих не раз посещал Россию, и наши соотечественники восхищались не только творчеством художника, но и тем, что он сумел сохранить в себе свою «русскость», а также лучшие черты истинного русского интеллигента. В 80-е годы прошлого века Святослав Николаевич Рерих представил советскому народу картины своего отца. После встречи с Михаилом Горбачёвым и при поддержке Совета министров СССР Святослав Николаевич принял решение о создании Советского Фонда Рерихов, который позднее был переименован в Международный Центр Рерихов.
Летом 1989 года Святослав Николаевич направил в Россию открытое письмо, которое было напечатано в газете «Советская культура» под заголовком «Медлить нельзя!». В этом письме-воззвании он поставил вопрос о необходимости создания общественного Центра-Музея имени Н.К.Рериха и определил кандидатуру его будущего директора. На этом посту Святослав Николаевич видел Людмилу Васильевну Шапошникову, известного учёного-востоковеда, благодаря которой в 1990 году он смог передать России художественно-культурное наследие своей семьи. Преодолевая многочисленные трудности и препятствия, Людмила Васильевна доставила его специальным авиарейсом из Индии в Москву.
Осматривая в Москве предложенные здания для размещения будущего Центра-Музея, Святослав Николаевич остановил свой выбор на бывшем особняке княгини Лопухиной, архитектурном памятнике XVII–XIX веков. При передаче наследия Рерихов на Родину, Святослав Николаевич выдвигал два принципиальных условия: Музей имени Н.К.Рериха должен быть общественным и располагаться в усадьбе Лопухиных. Государство дало С.Н.Рериху все необходимые гарантии, закрепив их Постановлением Совета Министров СССР № 950 от 04.11.1989 г. и договором долгосрочной аренды.
Под энергичным руководством Л.В.Шапошниковой в тяжелейших условиях, без привлечения бюджетных средств, лишь при финансовой поддержке общественности и помощи мецената Бориса Булочника, «Усадьба Лопухиных» была поднята из руин. В обновленном и оборудованном по последнему слову музейной техники главном здании усадьбы и в отреставрированном флигеле разместился музейный комплекс, а также научно-просветительский и художественный центр. В 1998 году перед зданием общественного Музея было поднято Знамя Мира, Знамя защиты Культуры, предложенное Николаем Константиновичем Рерихом в качестве отличительного знака для охраны мирового культурного наследия.
Знаменательной особенностью Музея имени Н.К.Рериха, созданного по воле С.Н.Рериха, является многогранная культурная и научная деятельность. В залах общественного Музея, ставшего Музейоном XXI века, проводятся ежегодные международные конференции с участием видных ученых и общественных деятелей, посвященные важным вопросам культуры и науки, организуются выставки современных художников-космистов, концерты классической музыки, лекции с участием ведущих представителей науки и специалистов в области философии, истории, культуры и педагогики, конкурсы детского рисунка, фестивали этнической культуры, выставки народных промыслов и творческие вечера.
Сегодня сотрудники Музея продолжают трудиться на ниве культуры, выполняя волю своего основателя Святослава Николаевича Рериха. Музей имени Н.К.Рериха всей своей деятельностью доказал предвидение С.Н.Рериха: общественные формы культуры наряду с государственными могут иметь огромное значение для России.
Посетители Музея истории города Ярославля с большим интересом ознакомились с жизнью и деятельностью С.Н.Рериха и Л.В.Шапошниковой, а также с историей становления общественного Музея имени Н.К.Рериха. Встреча в Музее истории города Ярославля завершилась показом интервью академика Л.В.Шапошниковой, генерального директора Центра–Музея имени Н.К.Рериха. Была организована небольшая выставка книг по теме программы «Музейон XXI века».