Новосибирский государственный краеведческий музей представляет выставку священных атрибутов манси и ханты «Всадник — Золотой свет» из фондов Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока ИАЭТ СО РАН.
Выставка объединяет священные атрибуты народов манси и ханты: жертвенные покрывала, колчаны, ритуальные шапки, пояса, фигуры духов и другие культовые предметы, датируемые XIX — XX вв.
Среди наиболее интересных экспонатов — татарская сабля XVIII в. с золотой инкрустацией в виде национального орнамента — обрядовое орудие ворожбы хантыйского шамана, фигуры духов-покровителей, в основе которых использовались антропоморфные образы, изображение лягушки и др. Также на выставке можно увидеть уникальный шлем манси 1920?1930-х гг. с орнаментом небесного всадника (богатыря Мир-сусне-хума) в обличии красногвардейца: в буденовке и с кобурой нагана на боку.
Выставка «Всадник — Золотой свет» представляет итоги многолетней работы экспедиции приполярного этнографического отряда Института археологии и этнографии СО РАН в Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах и посвящена памяти д. и.н. И. Н. Гемуева, основателя коллекции духовной культуры манси и ханты Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока.
Выставка работает в Краеведческом музее с 23 декабря 2016 г. по 12 февраля 2017 г.
Стоимость билетов — 80 руб., школьники, студенты, пенсионеры — 50 руб.
Бесплатные экскурсии по выставке проводятся со среды по воскресенье в 16:00.
В дни школьных каникул с 4 по 8 января организованы дополнительные бесплатные экскурсии в 12:00.
Без возрастных ограничений.
Справки по тел. 227 15 43
***
Согласно традиционным представлениям манси, в ранний период их истории землю населяли богатыри, после смерти ставшие духами-покровителями селений или целых территорий. Богатырем считался и Мир-сусне-хум, в дар которому люди приносили, прежде всего, ритуальные предметы богатырского одеяния и снаряжения: шлемы и островерхие шапки, пояса, халаты, накидки, сапоги, седла; большинство из них были выполнены из сукна и украшены фигурой скачущего всадника. В силу того, что их возлагали на жертвенного коня (покрывали спину), они получили название жертвенных покрывал. Когда в жертву Мир-сусне-хуму приносили лошадь, то полагали, что на церемонию обязательно прибудет сам Небесный всадник. Заранее ставили четыре серебряных блюдца, чтобы конь бога не касался копытами «грешной земли», а на жертвенную лошадь последовательно укладывали ритуальные «седло», пояс, халат, колчан и шлем, что говорило о том, что Мир-сусне-хум в богатырском одеянии на жертвенном коне готов вознестись на небо.