НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Аделаида Пологова. "...И след мой сохрани"

c 9 ноября 2016 по 5 февраля 2017Москва
Искусствовед В.А.Лебедев и его Муза. 1981. Бронза. 80х100х34. Третьяковская галерея
Автопортрет. 1977. Дерево крашеное. 68х118х76. Третьяковская галерея
Материнство. (Успевайте петь колыбельные). 1983. Дерево, роспись, позолота. 139х41х67. Третьяковская галерея
Иди и след мой сохрани. 1987. Дерево, роспись, позолота. В. 150. Третьяковская галерея
Интерьер в мастерской с голубой кошкой. 1977. Дерево, роспись. 210х125х46. Третьяковская галерея
Третьяковская галерея открывает выставку крупнейшего русского скульптора Аделаиды (Аллы) Германовны Пологовой (1923–2008), яркого представителя плеяды шестидесятников — поколения, которое своим творчеством обратилось после долгого периода засилья официозной эстетики к современной проблематике и поискам нового пластического языка.

Уже своими ранними работами Аделаида Пологова заявила о себе как о смелом художнике-новаторе, способном нарушать традиционные каноны, и стала признанным лидером в своем поколении — "скульптором №1", по определению художника Дмитрия Жилинского. В это время на смену "суровому стилю" пришло искусство более лирическое, декоративное, мажорное, подчас даже театральное. Эти тенденции нашли отражение в творчестве Пологовой.

А.Г.Пологова являлась Действительным членом Российской академии художеств и лауреатом нескольких отечественных премий (Госпремии СССР за цикл композиций "Материнство" (1989), премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2000). С 1955 по 2006 год произведения Пологовой регулярно и с большим успехом выставлялись на многочисленных московских, всесоюзных и международных выставках (Варшава, Краков, Венеция, Париж, Бонн, Берлин, Мюнхен, Пекин). За свою долгую жизнь она удостоилась лишь четырех персональных выставок. Две из них состоялись в Москве — в выставочном зале МОСХа на Кузнецком мосту, 11 (1988) и в залах Российской академии художеств на Пречистенке (1999), и еще две, небольшие, были организованы в Государственном Русском музее в Санкт-Петербурге (зима 1993/1994) и в Омском музее изобразительных искусств им. М.А.Врубеля (1997).

Настоящий проект — первая выставка Аделаиды Пологовой в Третьяковской галерее и первый музейный показ ее работ, проходящий после смерти мастера. Ядром выставки является собранная в ГТГ в 1970-1980-х годах ценнейшая коллекция ее скульптур, включающая 27 работ. Экспозиция дополнена произведениями из собрания ММСИ, московских частных коллекций и собрания семьи скульптора. Собранные вместе, работы отражают ключевые точки творчества мастера на протяжении полувека — с 1960-х до 2000-х годов. Скульптуры выполнены в самых различных материалах: дерево, керамика, известняк, бронза, сварная медь, стекло.

Одна из вершин творчества Пологовой — портрет пианистки М.В.Юдиной (1967), с которой ее связывала долгая дружба. В одном из самых сильных по своей трагической мощи произведений скульптора воплощено глубокое страдание, напряжение и могучая энергия великого музыканта.

Пик творчества Пологовой пришелся на 1980-е годы, когда она создала, по словам Д.Д.Жилинского, "самую прекрасную скульптуру нашего времени" — композицию "Иди и след мой сохрани" (1987, ГТГ). Этот шедевр, давший название настоящей выставке, посвящен памяти матери, ушедшей из жизни, когда дочь была подростком. Работы Пологовой наполнены теплой авторской интонацией и исповедальностью (многие из них автобиографичны и автопортретны).

Портретные образы, созданные скульптором, обладают яркой пластической выразительностью. Среди ее моделей преобладают люди творческого склада — "человек творящий": пианистка Мария Юдина, скульптор Геннадий Ланкинен, художник-график Борис Кочейшвили, живописец Александр Богословский (младший), искусствовед Валентин Лебедев.

Важная область творчества Пологовой — скульптура в дереве. Особенность ее работ в дереве — использование насыщенного цвета, который она ввела, следуя традициям архаики, античности, Средневековья, русской народной резьбы. Иногда она полностью окрашивает поверхность дерева, применяя левкас (меловой грунт с добавлением клея и масла), на который плотно наносится краска. В некоторых работах раскраска сочетается с декоративным эффектом теплого охристого тона древесной текстуры.

Особый раздел выставки составляют работы из цикла "Материнство". Эта ключевая в творчестве Пологовой тема связана и с детскими воспоминаниями о матери, и с собственным материнским опытом — воспитанием сына Алеши. В ее многочисленных "Колыбельных" 1980-х годов воплощены безграничная нежность и благоговейное отношение к ребенку.

В дальнейшем — в 1990-е и вплоть до самой смерти Аделаида Пологова не теряла достигнутой высоты. К 1990-м относится ее активное обращение к жанру исторического портрета: "Серафим Саровский" (1990), "Н.В.Гоголь" (1993), "А.С.Пушкин" (1999, ММСИ).

Представлены также работы Пологовой, выполненные в керамике - древнем материале, который стал для нее, начиная с 1960-х, одним из любимых. Небольшими керамическими фигурами и композициями были уставлены все полочки вдоль стен ее мастерской во Владыкино. Этот вид скульптуры служил ей творческой лабораторией, где опробовались решения для больших композиций и ставились эксперименты с формой, цветом, использованием сложных полив.

Одно из последних произведений скульптора — парные фигуры "Короля" и "Королевы" (2002), исполненные в рост из невообразимого сочетания материалов. Созданные 79-летним автором, они вызывают восхищение дерзостью решения и неожиданностью авторской выдумки.

Выставка Пологовой продолжает серию экспозиций выдающихся авторов послевоенного времени — Таира Салахова и Гелия Коржева. Недавно в Галерее прошла выставка еще одного современника Пологовой — скульптора-новатора Алексея Сотникова. Благодаря этим проектам зритель может познакомиться с творчеством авторов 1950–1960-х, полное погружение в эту эпоху будет ждать его на выставке "Оттепель", которая откроется в начале 2017 года.

Москва, Крымский Вал, 10, зал 38

www.museum.ru/N64106
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:8 (499) 238-1378, 238-2054, (495) 953-5223
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.07.2017  x    ?  


К 140-летию премьеры "Лебединого озера". Судьба балета на главных сценах Москвы и Петербурга

Выставка «Сила жизни. К 95-летию Бориса Михайловича Неменского» в Палатах г. Владимира

Хранитель Лебéдии

Выставка «Стекло Владимира Корнеева. К 90-летию художника» в Музее хрусталя им. Мальцовых

День рождения Н.Г.Чернышевского, музей-усадьба Н.Г.Чернышевского, г.Саратов

Выставка "Что делать?" – театральный роман" в музее Н.Г.Чернышевского, г. Саратов

Яхта «Штандарт» и семья последнего российского императора

Сергей Дождь. Сайарсизм

Художественное поведение как радикальная стратегия. Памяти Д.А. Пригова

Черное и белое. Выставка Олега Яхнина

Путники. Выставка Петра Конникова

Янтарный подарок ювелиров

Абрамцевский пленэр 2017

Эрмитажная энциклопедия текстиля. Реставрация

Выставка «Жениться, что заново родиться». Свадебная обрядность Карелии

"Каталог с выражением дружбы" (Китайский след в Ивановской истории)

Поэтический вечер «Флор Известный читает свои избранные стихи»

Выставка "Режиссёр Алексей Левинский. Мои рисунки" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Что видится "Бедной уборщице" Дмитрия Пригова? Дар Московскому музею современного искусства

Выставка «Коломна сквозь года»

«Три фестиваля». Выставочный проект, посвященный Всемирному фестивалю молодежи и студентов

Сергей Кузнецов. Личный контакт / Архитектурная графика

Владимир Богданов. Ретроспектива. В рамках программы "Классики российской фотографии"

"Аллегорическая абстракция" Артели "Царь Горы"

Выставка корейской бумажной пластики "Когда бумага оживает"

Москва.. Иллюминации. 1896-2003

Военно-исторический фестиваль «Ярославский мятеж» в Ярославском музее-заповеднике

Выставка «Тигр среди берез» в Ярославском музее-заповеднике

Выставка памяти Валентины Диффинэ-Кристи «Свет и воздух»

Москва Пушкинская на выставке в Государственном музее А.С. Пушкина


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2017 Museum.ru