В фондах Дома-музея Марины Цветаевой хранится уникальное издание автолитографий Константина Богаевского, одного из "тихих", но совершенно оригинальных художников Серебряного века. И жизнь, и палитра его были отданы Крыму, где он родился и прожил всю жизнь. Вместе с К. Кандауровым и М. Волошиным, своими ближайшими друзьями, соседями и сподвижниками, Богаевский создал в искусстве образ мифической Киммерии, области восточного Крыма, в которой прозревал черты духовного пространства, место безымянных великих теней прошлого и колыбель гигантов будущего.
Уроженец Феодосии(1872), Богаевский учился живописи в мастерской И. Айвазовского, затем продолжил образование в Петербургской академии художеств у А. Куинджи, вместе с Н. Рерихом. Ему оказались органически близки символизм в целом и стиль венского сецессиона в частности. Богаевский участвовал в выставках "Мира искусств", был одним из основателей "Нового общества художников". Из поездок по Европе – до Первой мировой войны – неизменно возвращался в Феодосию, где работал в собственной мастерской. Заслуженный деятель искусств РСФСР, Богаевский погиб в 1943 году, во время бомбардировок оккупированного города.
Максимилиан Волошин много и охотно писал о живописном творчестве своего друга, предсказывал ему успех в графике: "Богаевский первый стал писать Лицо Земли. В картинах его проступает ветхий лик земли, подобно трагической маске, застывший в порыве горького пафоса". Марина Цветаева также познакомилась с Богаевским, встретившись с ним в Крыму, в кругу друзей Волошина, в самую счастливую пору своей жизни, в начале 1910-х годов. Ему она подписала свою первую книгу "Вечерний альбом": "Константину Федоровичу Богаевскому – гениальному художнику и прелестному человеку. Марина Эфрон, урожд. Цветаева. Коктебель, 21 мая 1913 г.".
В произведениях художника впечатления от работы на пленэре едва ли не уступают по значимости сосредоточенной работе фантазии, мистического чувства, философского размышления. Природа Крыма становится отправной точкой для создания романтически-возвышенных, космически-обобщенных пейзажей. Это точно выразил Волошин: "Когда мы говорим о преображении земли во внутреннем видении Богаевского, о том, что он претворяет землю в своих сновидениях, все это следует понимать не в переносном, а в буквальном смысле: периоды его творчества сопровождаются месяцами бессонницы, и в те ночи, когда он лежит без сна с закрытыми глазами, перед ним во всей полноте реальности проходят ряды видений и образов, являющихся преображениями действительности. Эти сновидения он предварительно зачерчивает карандашом, а потом перерабатывает иногда в десятках повторений и вариаций. Этот метод работы объясняет ту подробность и неотступность, с которой Богаевский останавливается на каждой отдельной теме".
Литография – жанр, ставший очень популярным у художников рубежа XIX – XX веков. В отличие от гравюры, она не требовала ни трудоемкого процесса, ни многолетнего обучения специальным навыкам. Поверхность камня, на которую художник специальными чернилами наносил рисунок, обрабатывалась химическим раствором и становилась печатной формой для оттисков, делая их доступными для тиражирования. 20 автолитографий Богаевского, изданные Госиздатом в 1923 году тиражом 2000 экземпляров, стали прекрасным образцом графического искусства. Оформленный художником Н. Пискаревым, альбом практически сразу стал редкостью, т.к. половина тиража была отправлена за границу.
Сегодня Дом-музей Марины Цветаевой впервые проводит выставку произведений Константина Богаевского вне собственных стен. Малоизвестные широкому зрителю, эти работы почти столетней давности обнаруживают свою художественную глубину и актуальность и позволяют современному зрителю ближе узнать художника, сказавшего о себе: "У меня есть время и полная свобода делать только то, что я люблю; мне дана судьбою полная возможность до конца высказаться, до конца использовать свои силы в любимом деле, и никто мне в нем не сможет помешать".