«Ассоциациям-2016» сопутствовала идеальная погода. Вопреки прогнозам, не было ни гроз, ни ливней, ни шквалистого ветра. Так что многочисленным зрителям ничто не помешало наслаждаться театрализованным действом на пяти площадках Екатерининского парка. Тема «Царское Село. Русский стиль» оказалась чрезвычайно благодатной для фантазий дизайнеров, которые превратились в мини-спектакли благодаря твердой режиссерской руке Виктора Крамера.
Фрейлинский сад, утопающий в цветущих пионах и жасмине, стал роскошной декорацией показа коллекции Татьяны Парфеновой. Модели двигались по зеркальным подиумам-каплям, повторяющим по форме клумбы. Модный дом представил 20 костюмов, посвященных русскому барокко. Пять лет назад дизайнер создала коллекцию на тему европейского барокко и показала ее на «Ассоциациях-2011».
– Русское барокко более декоративное, здесь другие пропорции. Мы использовали мотивы декора нескольких дворцов – Екатерининского, Зимнего, Юсуповского. Это летняя коллекция: здесь много хлопка, прозрачного шелка, – комментирует Татьяна Парфенова.
Солнце не хуже театрального софита высвечивало изысканные детали прозрачных блуз и платьев, декорированных цветами. Они отражались в зеркальной поверхности подиумов, на газоны ложились причудливые тени.
Между шпалерами на центральной аллее парка «порхали» большие белые стрекозы. Пространство наполнилось колоритом и аксессуарами загородного отдыха. Леонид Алексеев – новый участник "Ассоциаций" – построил коллекцию на ассоциациях с дачным и детским костюмом начала прошлого века. Все комплекты выполнены в техниках haute couture с использованием изделий традиционных русских швейных промыслов: Вологодского, Вятского и Елецкого кружева, изделий из Ростовской финифти и бисерного шитья. Девушки-модели беззаботно дефилировали с дачными сачками.
Для показа коллекции Лилии Киселенко на Зеркальном пруду у павильона «Верхняя ванна» соорудили подводный подиум. Главная тема этого театрально-музыкально-танцевального действа – русское чаепитие. В центре пруда расположились стол с самоварами и чашками. Румяные девушки в пышных юбках со связками баранок вокруг шеи легко скользили над водой под зажигательную музыку.
Цветущий клевер, аккуратные стожки сена, индюки куры, гуси, коза и даже лошадь. Такая пастораль на живописном лугу (в регулярной части Екатерининского парка рядом с павильоном «Грот») открылась зрителям на показе Стаса Лопаткина. Между стогами безмятежно бродили гусары и прекрасные барышни. Свои изысканные наряды они демонстрировали под отрывки из английских опер и пение Марии Малибран.
Русский костюм – один из любимых источников вдохновения Яниса Чамалиди. Это подтвердила его цельная, концептуальная коллекция, выдержанная в черном цвете.
– Русский костюм – одна сплошная форма. Я погрузился в созерцание формы и отказался от других цветов в пользу черного. Здесь много реплик и подтекста – в головных уборах, сарафанах, спущенных рукавах. Показ происходит по кругу – это символ продолжения жизни, коловрат, – объяснил дизайнер.
Модели спускались по пандусу Камероновой галереи под магическую этническую музыку.
Янис Чамалиди представил характерные составляющие традиционного русского костюма в ультрасовременном ключе. В его коллекции душегреи превратились в бомберы и парки, поневы – в шорты. Ферязи, с которыми связано выражение «работать спустя рукава», – в комфортные жакеты с откидными рукавами. Сарафаны, рубахи и кики (древнерусский женский головной убор) казались моделями из будущего, а не из прошлого.
– Моя роль в «Ассоциациях» – это роль помощника, а не драйвера. Главная задача – помочь дизайнерам реализовать свои идеи, – признается режиссер «Ассоциаций» Виктор Крамер.
В соответствии с режиссерским замыслом, каждую коллекцию в течение вечера показали трижды. Зрители могли составить свой индивидуальный маршрут так, чтобы увидеть все. А действо, которое особенно понравилось, посмотреть еще раз.