НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Выставка "Греческая бумажная икона"

c 21 июня по 24 июля 2016Санкт-Петербург
Выставка ''Греческая бумажная икона''
Совместный выставочный проект Государственного музея истории религии (Санкт-Петербург) и Музея византийской культуры (г. Салоники, Греция), реализованный в рамках перекрестного Года России и Греции и приуроченный к 1000-летию присутствия русского монашества на Святой Горе Афон Греции, представляет уникальное явление в художественной жизни православного мира – греческие иконы на бумаге.

Проект, включающий открытие двух выставок – 21 июня в Музее истории религии, 24 октября в Музее византийской культуры – и издание каталога реализован при поддержке Министерства культуры Российской Федерации и Министерства культуры и спорта Греческой Республики.

Для православных всего мира Афон – одно из наиболее святых мест, почитаемое как земной Удел Богородицы. В 1988 г. Гора Афон внесена в Список объектов всемирного наследия ЮНЕСКО.

Согласно преданию христианские отшельники появились на полуострове Афон уже в первые века новой эры. В 676 г. византийский император Константин IV передал Афон в вечную собственность населяющим его монаха. В 963 г. была основана так называемая Великая Лавра – первенствующий монастырь на Святой Горе, вслед за ней возникли монастырские общины не только греков, но и грузин, сербов, русских, болгар, румын. В настоящее время Афон – административный район Греции (Автономное монашеское государство Святой Горы) и самоуправляемое сообщество 20 православных монастырей в непосредственной церковной юрисдикции крупнейшее в мире средоточие православного монашества.

Исторический центр православного монашества Афон начиная с XVIII в. стал и центром производства икон на бумаге. Первоначально гравюры заказывались в Западной Европе и России. В конце XVIII в. на Афоне появляются собственные эстампы – гравюрные оттиски на бумаге. Согласно историческим источникам гравировальные мастерские существовали в Великой Лавре, Иверском монастыре, монастыре Хиландар. Однако собственный художественный язык греческая гравюра обрела только к середине XIX в.

На выставке представлено более 60 гравированных икон на бумаге. Их дополняют уникальные гравюры на ткани и медные гравированные доски.

Коллекция греческой гравюры Музея истории религии – около 70 листов - хотя и не велика, но достаточно разнообразна и представительна. На выставке экспонируется 35 эстампов - как произведения греческих мастеров, так и гравюры, выполненные по заказу афонских монастырей и общин греческой диаспоры в Западной Европе и России. Среди них особого внимания заслуживают три иконы.

«Разрешительная грамота патриарха Иерусалимского Авраамия» (неизвестный гравер, Бухарест (?), 1783 г., резец, офорт) - самая ранняя из датированных икон. Возникновение в греческой церкви практики отпущения грехов посредством специальной грамоты относят к XV – XVI вв. До последней четверти XVIII в. оформление грамот было сдержанным: наверху листа помещались отпечатанные с деревянных резных досок изображения Распятия и св. Иакова (бывшего, согласно преданию, первым патриархом Иерусалима). Отпечатанные уже с медных гравированных досок в самом конце XVIII в. разрешительные грамоты отличаются богатством художественного решения.

Икона с изображением общего вида на Святую Гору Афон (неизвестный гравер, Афон (?), сер. XIX в., резец) - уникальна по своей иконографии. Традиционная иконография православной святыни сочетает в одном изображении два вида горы Афона – с запада и с востока - таким образом, что у полуострова появляются две вершины в центре. Такой иконографический тип получил распространение самом начале XVIII в. В отличие от сложившейся традиции на гравюре, представленной на выставке, гора изображена в виде одного пика, а не двух.

Настоящей жемчужиной собрания является икона «Богоматерь Живоносный источник с видом храма» (неизвестный гравер, греческая типография «Амалфия», Константинополь (?), 2 ноября 1836 г., резец). Гравюра отпечатана на трех досках - образ Богоматери Живоносный источник, вид окруженного стеной храма и дощечки с гравированными подписями к изображениям на греческом языке. Согласно легенде, в Константинополе недалеко от Золотых ворот находилась посвященная Богородице роща с источником, которому на протяжении веков приписывались разнообразные чудеса. Первый храм во имя Богоматери над чудесным источником был сооружен в V в. В VI в. император Юстиниан Великий выстроил рядом новую церковь В XV в. столетии ее разрушили турки, а в 1835 г. вновь был построен храм над Живоносным источником. Он и изображен на оттиске со второй доски. Предположительно данная гравюра – первый опыт иконографии Богоматери Живоносный источник с видом последнего по времени строительства храма.

Музей Византийской культуры располагает одним из самых крупных в Греции собранием афонских эстампов, памятников XVII – XIX вв. Большая их часть происходит из в дар музею в 1994 г. коллекции известной исследовательницы греческой гравюры Дорис Папастратос. В коллекцию наравне с гравюрами входят деревянные и медные гравированные доски, с которых печатали эстампы.

Греческую, и прежде всего афонскую гравюру отличает определенная уплощенность, особенно заметная в печатных иконах. Греческие мастера выработали особый прием моделирования ликов пунктиром. Стремясь придать образу «живоподобие» поздневизантийской иконы, граверы в тенях на ликах применяли специальные гравировальные инструменты – рулетки, оставляющие на поверхности медной доски многочисленное скопление точек. Среди эстампов, предоставленных для выставки греческой стороной, следует отметить памятники, позволяющие познакомится с характерной для Афона гравировальной техникой - медные доски «Рождество Иисуса Христа – Крещение Иисуса Христа» (гравер иеромонах Анфимий, Афон, 1865 г.), «Тайная вечеря» (гравер монах Анфимий, Афон, 1865 г.) и «Богоматерь Живоносный источник» (гравер Парфений Каравис, Константинополь, 1807 г.).

www.museum.ru/N62707
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:www.gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 21.09.2019  x    ?  


Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru