В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"
Открытие выставки работ Алексея Георгиевича Сотникова (1904–1989) - выдающегося скульптора ХХ века, одного из родоначальников монументальной фарфоровой пластики.
Алексей Георгиевич Сотников (1904–1989) — выдающийся скульптор ХХ века, который работал в фарфоре и возвысил его до пластического равноправия с классическими в скульптуре материалами: камнем, деревом, металлом.
Представленные на выставке работы продемонстрируют присущие автору мудрость понимания природы и поразительно внимательное отношение к материалу. Вместе с учителем В.Е.Татлиным Сотников реализовывал новую концепцию формообразования: от материала, и шире — от природы — к форме. Много лет этот принцип лежал в основе работы скульптора на Дулевском фарфоровом заводе. Представленные на выставке работы демонстрируют главное качество скульптуры Сотникова – ее архитектоничность. В анималистических работах, жанровых композициях и монументах природные формы подчиняются логике конструктивности.
Одного взгляда на представленные на выставке скульптуры достаточно, чтобы почувствовать, с каким восторгом, благодарностью и нежностью Сотников относился к тому, что нас окружает. Зрителей не оставят равнодушными лишенные слащавости, необыкновенно проницательные и точные в передаче характеров "Ягненок", "Сокол", "Птица, защищающая гнездо". Сотников был смелым формотворцем: самые трепетные образы явлены через строгую, почти геометрическую форму.
В композициях "Катание на лошади", "Встреча героя", "Свадьба в колхозе", "Хирурги" прослеживается применяемый автором подход к натуре: конкретность впечатлений сочетается с пластическим обобщением. Многие "малые формы" Сотникова — это идеи памятников, которые он мечтал осуществить. Например, "Птица" — проект монумента в ознаменование принятия закона СССР "Об охране природы и окружающей среды".
В Третьяковской галерее хранится монографическая коллекция скульптуры А.Г. Сотникова. Она собиралась целенаправленно в 1980-х годах непосредственно в мастерской автора. Международное признание доказывают полученные Сотниковым премии и призы: "Ягненок" (1937) получил Золотую медаль на Всемирной выставке 1937 года в Париже, "Курица" (1938) и "Сокол" (1957) были удостоены Гран-при на Всемирной выставке 1958 года в Брюсселе.
Крымский Вал, 10, зал 24