В рамках проекта "Третьяковская галерея открывает свои запасники"
Для посетителей, которые ценят изысканность и красоту графики, открывается вторая выставка цикла "Художник и время". На ней собраны лучшие образцы рисунка крупнейших мастеров первой половины XIX столетия. Графическое наследие эпохи романтизма демонстрирует расцвет рисовальной культуры, послужившей эталоном мастерства для последующих поколений художников.
Рисунки и акварели современников героев романа "Война и мир" живо и непосредственно отзывались на поиски новых этических и эстетических ценностей. Их дарили близким и друзьям, брали в путешествия и военные походы, ими украшали интерьеры дворянских особняков. Популярность завоевали новые темы и жанры: интерьер, камерный портрет и автопортрет.
В эпоху романтизма на смену парадным видам городских и парковых ансамблей пришли камерные изображения усадеб. На выставке представлены графические листы М.Н.Воробьёва, Сильв.Ф.Щедрина, А.П.Брюллова, К.И.Рабуса, в которых нашло воплощение многообразие пейзажного жанра. Поэтизация частной жизни и уюта домашнего очага стимулировала интерес к теме интерьера в русском искусстве. Изящные анфилады комнат, гостиные, детские, кабинеты рисовали и знаменитые мастера, и безымянные дилетанты.
Наряду с интерьерами экспозиция включает модные в начале XIX столетия альбомы, силуэты и образцы рукоделия – композиции, вышитые бисером. Посетители увидят уникальный деревянный столик, столешница которого украшена натюрмортом работы Ф.П.Толстого. Здесь же демонстрируется самая обаятельная часть наследия Толстого – натюрмортная графика, листы с изображением цветов и фруктов, где порой художник помещал то сидящую на листке муху, то капли росы, готовые соскользнуть с листа. Эти "обманки" вызывали восторг современников и по сей день не оставляют зрителей равнодушными: завораживает своеобразная романтическая игра, соревнование с природой, когда мастер с легкостью превращает видимое в совершенные образцы искусства.
Камерный пастельный портрет продолжал оставаться непременным атрибутом почти каждого дворянского дома, хотя и не имел столь широкого распространения, как в XVIII веке. Самым интересным пастелистом в 1810–1820-е годы был А.Г.Венецианов. Ярким и привлекательным явлением эпохи стали портреты, исполненные карандашом и акварелью. Взлетом карандашного портрета считается творчество О.А.Кипренского, создавшего целую галерею поэтических образов современников. С середины 1820-х ведущей техникой камерного портрета становится акварель. Одним из первых к ней обратился П.Ф.Соколов. Расцвет акварельного портрета связан также с именами К.П. и А.П.Брюлловых. В их работах появилась новая форма акварельного портрета, сочетающего черты парадности и интимности.
В начале XIX века появился жанр автопортрета. Образ темпераментного художника-романтика создал в экспрессивных автопортретах А.О.Орловский. Восхищение современников острой, полной импровизационного блеска манерой художника передал А.С.Пушкин строками из поэмы "Руслан и Людмила": "Бери свой быстрый карандаш, / Рисуй, Орловский, ночь и сечу!"
Часть представленных на выставке рисунков происходит из собрания самого П.М.Третьякова. Работы из коллекций его современников И.С.Остроухова и И.Е.Цветкова поступили из Музея иконописи и живописи им. И.С.Остроухова и из Государственной Цветковской галереи. Коллекция и по сей день пополняется благодаря приобретениям и дарам