Исторический музей в рамках цикла выставок «Экспонат месяца» представляет памятники разных эпох из своих фондов.
С 17 мая 2016
Блюдо «Времена года»
Расписное блюдо с изображением времен года – один из выдающихся памятников русского декоративного искусства XVII столетия. Блюдо поступило в Исторический музей в составе собрания частного общедоступного Музея Российских древностей, созданного московским предпринимателем и коллекционером Петром Ивановичем Щукиным (1853–1912). Блюдо покрыто росписью, иллюстрирующей популярную в русской культуре XVII века идею о мироустройстве. В основе композиции – число 4, связанное с древней христианской символикой и определившее построение основных элементов росписи: четыре концентрических круга, разделяющих всю поверхность блюда на четыре пояса, четыре клейма с символическим изображением времен года, четыре кувшинообразные фигуры и клейма с надписью. В центральный круг вписано изображение льва и единорога. Эти фигуры известны с далекой древности. В зависимости от культурной традиции и эпохи они наполнялись разным содержанием. В XVII веке сюжет противостоящих друг другу льва и единорога получил широкое распространение в русской культуре. Эта пара в разных сочетаниях известна в архитектурном декоре храмов и светских зданий, дворцовой росписи, а также на большом числе предметов – чернильницах, книжных переплётах и других.
В следующем поле изображены фигуры в царских венцах, восседающие на престолах. Они олицетворяют времена года. Аллегорический образ Весны окружен пышными деревьями, в руках у нее – свиток и ключ, «открывающий» воды для плавания и рыболовства. Фигура, символизирующая Лето, держит скипетр «царския ради почести» и золотой сосуд. Над ней в круге изображено солнце, как символ летнего солнцестояния. Фигура Осени предстает обнаженной, худой и босой. Она держит ключ, «замыкающий» воды, и весы «яко равноденьство». Впечатление усиливают согнутые от ветра деревья, расположенные по обе стороны от трона. Образ Зимы подобен «зело стару мужу и убогу и нагу и оболчену в ветрище», с мечом и плащаницей в руках.
В фигурных клеймах по краю блюда расположена надпись: «Не буди яко Валтасар, оскверняя сосуды церковные, но со страхом божиим яждь и пий, яко пророк Даниил». Она отсылает нас к библейской истории, рассказанной в книге Даниила, о последнем пире халдейского царя Валтасара. Назидательный текст, построенный на противопоставлении добра и зла, включен в общий нравственно-ф илософский замысел росписи.
Экспонат можно увидеть в 16 зале постоянной экспозиции музея