ДЕПАРТАМЕНТ КУЛЬТУРЫ ГОРОДА МОСКВЫ
МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА / МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
представляют выставку
"GRAND TOUR: РУССКАЯ ВЕРСИЯ. ВЕНЕЦИЯ"
Собрание Павла и Анастасии Хорошиловых
Выставка будет проходить с 17 мая по 19 июня в Мультимедиа Арт Музее, Москва (ул. Остоженка, 16)
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку "Grand Tour: Русская версия. Венеция" из собрания Павла и Анастасии Хорошиловых, включающую в себя серию видовых и архитектурных фотографий "города на воде". Это третья серия проекта "Grand Tour. Русская версия". Две предыдущие выставки, посвященные старой фотографии Рима и Неаполя, проходили в МАММ в декабре и феврале и вызвали огромный интерес публики.
По выражению Иосифа Бродского, Венеция - "это город для глаз; остальные чувства играют здесь еле слышную вторую скрипку". Вместе с тем, сегодня нам крайне сложно увидеть Венецию "как таковую": наше восприятие обусловлено создаваемыми на протяжении многих веков художественными образами, формирующими "венецианский миф" с его множеством аллюзий и ассоциаций. Причудливо соединяя прошлое и настоящее, этот город всегда был окутан атмосферой загадочности, которая привлекала литераторов, художников, интеллектуалов и путешественников со всех концов мира.
Венеция почти не менялась в течение трех столетий. Благодаря огромным пожертвованиям венецианских купцов, город приобрел неповторимый архитектурный облик. Изучению архитектурных стилей "жемчужины Адриатики" посвящено одно из наиболее значимых и объемных сочинений известного английского историка, искусствоведа и любителя фотографии Джона Рёскина - книга "Камни Венеции" (1853).
Посещение "города на воде" было обязательной частью программы русского Гран тура. Венеция стала важнейшим пунктом увлекательного путешествия, начатого в Риме и продолженного в Неаполе. Русская литературная и художественная "венециана" очень обширна. Петр Вяземский, Федор Достоевский, Петр Чайковский, Михаил Врубель, Александр Блок, Сергей Дягилев, Александр Бенуа, Валентин Серов были очарованы городом и создали образ своей Венеции.
Уже в середине 1850-х годов Венеция становится вторым после Рима фотографическим центром Италии. Здесь было открыто множество фотомастерских, конкурировавших между собой. Венецианская фотография - это прежде всего архитектурные виды города и его окрестностей. Благодаря игре света и отражений каждый кадр обретает глубину. Любимыми сюжетами местных фотографов становятся изображения гондолы, плывущей по Гран каналу; старинных палаццо, поражающих своей архитектурой; овеянных легендами мостов, соединяющих берега каналов. Особое место занимают видовые фотографии площади Сан Марко и Палаццо Дукале.
Одним из первых фотографов-любителей, создавших серию снимков достопримечательностей Венеции, был профессиональный художник Доменико Бресолин. Благодаря четко выстроенной композиции его крупноформатные отпечатки 1850-х годов на соленой бумаге, постепенно вытеснившей дагерротип, были высоко оценены искусствоведами той эпохи и пользовались большой популярностью.
Создателями венецианской видовой фотографии считаются швейцарец Карло Понти и итальянец Карло Наяй. Известность им принесли снимки архитектуры города и внутренних убранств базилик и палаццо. В 1857 году они открыли студию, став самыми успешными фотографами в Венеции.
В 1870-е годы на площади Сан Марко располагалось 25 магазинов, принадлежавших разным фотографам. Благодаря развитию фотографических техник альбуминовые отпечатки стали доступны более широкому кругу покупателей, начиная от историков искусства и заканчивая состоятельными туристами, которые хотели приобрести изображение главных достопримечательностей города "на память".
Представленные на выставке фотографии были созданы известными в то время итальянскими фотографами - Карло Найя, Карло Понти, Доменико Бресолин, Луиджи Саччи и Маурицио Лотце - и привезены русскими путешественниками, побывавшими в Венеции во второй половине ХIХ века. Благодаря им мы имеем возможность окунуться в невероятную венецианскую атмосферу того времени.