В 2016 году исполняется 150 лет со времени публикации романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание», ставшего одной из вершин русской и мировой литературы. Образы, созданные Достоевским, проблематика романа, его художественное новаторство, психологизм, масштабность религиозно-философских вопросов до сих пор привлекают читателей разных стран и культур. Он переведён на десятки языков. Неоднократно издан и переиздан. Суммарный тираж всех изданий романа не поддаётся исчислению. Роман прочно вошёл в школьную программу по литературе не только в России, но и в ряде европейских стран. О романе написаны тысячи страниц литературной критики и научных исследований, созданы сотни театральных постановок и экранизаций.
Особой формой «прочтения» романа стали иллюстрации. Их созданы тысячи, но художники продолжают разрабатывать этот материал, изыскивая всё новые изобразительные средства для передачи небывалого, «фантастического» мира романа. За прошедшие 150 лет иллюстрирование романа Достоевского прошло несколько этапов – от буквального следования за текстом до символических и импрессионистических картин, вызванных эмоциональных переживанием его.
Первые иллюстрации к роману появляются довольно поздно, только в 1880-х – 1890-х годах. Это связано с развитием типографских технологий в эти годы, благодаря которым значительно упростилась и удешевилась печать рисунков на страницах периодики. Стали возникать многочисленные иллюстрированные журналы, в которых наряду с рисунками репортажного содержания, публиковались иллюстрации к произведениям популярных русских писателей.
Первой иллюстрацией к роману стал рисунок В.И. Порфирьева, опубликованный в февральском выпуске журнала «Осколки» за 1881 год. И хотя публикация его была вызвана известием о смерти Достоевского, она планировалась ещё при жизни писателя. Эскиз рисунка был послан ему редактором «Осколков» Р.Р. Голике 29 декабря 1880 с просьбой выразить своё отношение к работе художника. На взгляд Достоевского, эскиз был «весьма не дурен». Достоевский, должно быть, оценил не только мастерство Порфирьева-рисовальщика, но и его читательскую проницательность. Порфирьев выбрал для своей иллюстрации один из самых символических эпизодов романа, когда к Раскольникову приходит некий мещанин и в глаза называет его убийцей. Преступление Раскольникова обличается как бы самой жизнью, которую герой Достоевского до того момента высокомерно не замечал. Рисунок выполнен в реалистической манере. В создании романных образов и мизансцены Порфирьев стремится идти вслед за текстом романа. Он детально воспроизводит внешний вид персонажей и их психологическое состояние – «зловещий, мрачный» взгляд мещанина; похолодевшего от страха, растерянного Раскольникова.
Различные эпизоды романа стали основой иллюстраций и для других художников этого времени – П. Соколова, Н. Каразина, В. Полякова, М. Зощенко. Во многом это связано с мощным влиянием культурной традиции художников-передвижников, активно работавших в жанре городских бытовых сцен. Текст «Преступления и наказания» его первыми иллюстраторами воспринимается главным образом событийно, их внимание привлекают в первую очередь остросюжетные моменты, с ярко выраженной динамикой и драматизмом. Они старательно прорабатывают обстановку, костюмы, позы и жесты героев, увлекаясь визуальной занимательностью и театрализацией. Проникновения в тонкости идейного содержания романа, его религиозную и философскую проблематику здесь ещё нет.
На выставке представлены работы из коллекции А.Г. Достоевской, собранной ею для «Музея памяти Ф.М.Достоевского».
Ряд работ демонстрируется впервые.
ул. Достоевского, 2
Тел.: +7 495 681-10-85