Лекция-встреча на тему «П.А. Флоренский: “Только в любви мыслимо действительное познание Истины”» состоялась 20 марта 2016 года в рамках проекта «Смысл жизни человека глазами философов Серебряного века», который проводит в Музее имени Н.К. Рериха заместитель Генерального директора музея по научной работе, доктор философских наук, профессор В.В. Фролов.
По сложившейся традиции встречу открыли ученики детской музыкальной школы имени Глазунова. Блистательно выступил фортепианный дуэт: Дарья Житкова и Дмитрий Воробьев (преподаватель Л.Б. Рубцова), исполнившие «На холмах Грузии» Н. Римского-Корсакова и «Танец васильков и маков» из балета «Времена года» А. Глазунова. Порадовала своим мастерством Ксения Степанова (преподаватель Н.Н. Дмитриева). В ее исполнении прозвучали «Этюд-картина соль минор, соч. 33» С. Рахманинова и «Джульетта-девочка» из балета «Ромео и Джульетта» С. Прокофьева. Музыкальные приношения «Мелодии Серебряного века» завершил Алексей Челышев, вдохновенно исполнивший «Серенаду. Опус № 3» С. Рахманинова.
После концерта были объявлены итоги конкурса в социальных сетях, который провела творческая группа лектория. Для комментариев было предложено высказывание П.А. Флоренского на тему любви, завершившееся вопросом «Что такое любовь?». Это вызвало волну суждений в интернете. В результате народного голосования первое место в этом творческом конкурсе было отдано Елене Ивановой из Омска, написавшей проникновенное стихотворение о любви. Ей будет направлен диск с видеозаписью лекции «П.А. Флоренский: “Только в любви мыслимо действительное познание Истины”». В дополнение к этому творческая группа лектория выделила таких участников как Юлия Курдашина и Татьяна Яковчук.
В своём выступлении профессор В.В. Фролов показал, что Павел Александрович Флоренский – священник, философ, ученый, по праву является одним из выдающихся культурных деятелей России. Современники считали его «новым Леонардо» – настолько широка была его эрудиция, глубоки познания в разных сферах науки, искусства, философии, богословия, уникален духовный опыт и непоколебима вера в Христа. Однако главными особенностями его личности была вселенская любовь, которая напитывала мысли, чувства, суждения, труды Флоренского и которая позволяла ему достигать небывалых духовных высот, а также синтез эмпирических и метанаучных знаний, из которых он формировал целостную картину миру.
Все это нашло отражение в творчестве П.А. Флоренского, прежде всего, представленное его главным трудом «Столп и утверждение Истины». Центральное место в этой книге занимает рассмотрение христианского догмата о Божественном Триединстве как живом, пронизанном Любовью, духовном пространстве. В любви и единении, как считает Флоренский, коренится спасение человека, обретающего Божественную Любовь благодаря своей вере. «Любовь, – пишет Флоренский, – приоткрывает ему [человеку] двери горних миров…» Его современник С.И. Фудель отмечает в связи с этим: «Флоренский открыл какое-то окно, и на наше религиозное мышление повеяло воздухом горнего мира. Живая вера живой души толкнула нас на путь опытного богопознания». В этой трактовке Флоренским взаимоотношения человека и Бога выдающийся исследователь русского космизма Л.В. Шапошникова выделает универсальную особенность человеческого творчества – от земного к небесному, где постигается иномирная красота, и от небесного к земному – претворению этой красоты художником в произведения искусства. Без такого творческого движения к высшей красоте и привнесения ее энергетики в земной мир человек не мог бы совершенствоваться, раскрывая в себе все новые грани любви, знания и красоты.
Следующая лекция проф. В.В. Фролова «Миропонимание Н.А. Бердяева: пространство свободы и творчества» состоится 17 апреля в 14 часов.