Цветочный натюрморт или «букеты» - символы жизни, счастья и любви. Это - гимн красоте окружающего мира.
Этот тип натюрморта пришел в отечественное искусство из западноевропейской живописи и связан с традицией фламандского искусства XVII века с ее пунктуальностью в изображении разных форм цветов, особенностью каждого цветка и составлением букетов. Колорит цветочных натюрмортов привлекает яркостью, насыщенностью и цветовой гармонией.
Первая половина XIX века – период расцвета натюрморта в России, связанный с интересом к частной жизни. Образ повседневности наделялся красотой и изяществом. Натюрморты с цветами и плодами стали излюбленным украшением кабинетов, столовых и гостиных. Начало XX века ознаменовалось расцветом русской натюрмортной живописи, впервые обретшей равноправие среди других жанров.
Искусство натюрморта XX-XXI веков – явление яркое и многообразное. Выдающиеся отечественные мастера значительно расширили возможности жизнерадостного и гуманистического искусства натюрморта. Но самым популярным и любимым видом натюрморта был и по-прежнему является цветочный.
На нашей выставке можно познакомиться с произведениями классиков XX века, таких как П.В. Кузнецов (1878-1968) и А.А. Арапов (1876-1949), известного московского художника С.М. Романовича (1894-1968), лауреата премии в номинации «Самый светский художник» (1998 г.), получившего в 2004 году звание «Живая легенда» Никаса Сафронова, а также с многочисленными работами саратовских живописцев разных поколений: Г.Я. Мельникова (1904-1962), В.А. Солянова, Ю.И. Машкова, А.П. Котова, С.Н. Семеновой, М.Ю. Милавиной, заслуженного художника России П.А. Маскаева (1951-2013), излюбленным жанром которых является цветочный натюрморт. Временной диапазон представленных произведений достаточно широк - 1930-е - 2000-е годы.
Настоящим украшением выставки являются пять натюрмортов, созданных в период с 1935 по 1950-е годы, одного из крупнейших живописцев XX века, заслуженного деятеля искусств РСФСР Павла Варфоломеевича Кузнецова. Натюрморт – самый «материальный» жанр Кузнецова. На протяжении 1930-х -1960-х годов он пишет много композиций с расположенным в центре букетом сияющих цветов, «царящим» в окружающем пространстве. Нежные лепестки проникнуты воздухом и светом и как-бы растворяются в них («Большой букет», 1950-е).
«Натюрморт с иконой» (1949) принадлежит кисти известного художника театра и кино первой половины XX века Анатолия Афанасьевича Арапова. Пышные букеты садовых и полевых цветов выставлены в вазах на столе перед иконой Богоматери.
Строгость и монументальность отличают «Натюрморт с желтыми цветами» (1961), в котором огромный букет с сухими травами и небольшим медным самоваром показаны на фоне темно-синей драпировки. Автором его является Георгий Яковлевич Мельников, выпускник, а затем преподаватель Саратовского художественного училища, ученик П.С. Уткина.
Необыкновенной теплотой и нежностью наполнен натюрморт С.М. Романовича «Бальзамины в деревянном ведерке» (1946) с изысканным колоритом жемчужно-розовых и золотистых тонов.
Заслуженный работник культуры РСФСР, старейший саратовский художник-реставратор Владимир Алексеевич Солянов хорошо известен саратовцам своими творческими работами, которые экспонировались на выставках на протяжении более 40 лет. Его натюрморт «Сухие цветы» написан в 1972 году, когда художник еще работал в традициях классического искусства.
По-театральному зрелищным является «Натюрморт с шахматными фигурами» (1993-1996) Никаса Сафронова, который был подарен музею администрацией города Саратова в 1999 году после первой персональной выставки художника, прошедшей в нашем городе.
Особым настроением, своеобразием живописной манеры и тонкой гармонией колорита выделяется на выставке композиция П. А. Маскаева «Цвет моей печали».
Натюрморты С.Н. Семеновой отличаются праздничным настроением, ярким цветовым строем, «скульптурной» лепкой и четкостью форм.
Самый излюбленный декор в произведениях декоративно-прикладного искусства – цветочный. Скромные и пышные букеты, одиночные цветки вразброс и скомпонованные с листьями и ягодами, нежные и яркие цветочные орнаменты украшают представленные на выставке изделия из стекла, фарфора и керамики 1920-1960-х годов.
Статуэтка «Девушка с овощами» выполнена на Дулевском фарфоровом заводе в 1939 году по модели известного скульптора советского фарфора Наталии Яковлевны Данько (1892-1942), чьи произведения современники называли «хрупкими шедеврами».
Народный художник России, мэтр отечественного стеклоделия Владимир Сергеевич Муратов (1929-2005) представлен на выставке частью сервиза «Розы». Это - вазы и вазочки, мерцающие внутренним светом матовых фактур.
Автором декоративной композиции из ваз для конфет и фруктов «Анютины глазки» (1980) является Т.А. Банатова (1947-1993), один из ведущих мастеров Саратовского завода художественного хрусталя в 1980-е годы.
Нежные декор из веток шиповника украшает чайный сервиз, изготовленный на Государственном фарфоровом заводе (ныне – Ленинградский фарфоровый завод имени М.В. Ломоносова) в суровых 1920-х годах.
На выставке можно увидеть несколько чашек с блюдцами, украшенных цветочной росписью. В основе декора одной из чайных пар - рисунок Зинаиды Викторовны Кобылецкой (1881-1957), известного мастера тончайших цветочных композиций первой половины XX века.
Авторский прибор для салата из трех предметов (Ф.Н. Крокина, В.Г. Филянская), выполненный в 1964-65 годах на известном керамическом производстве в г. Конаково, отличается простотой форм и тончайшей градацией сиреневых тонов.
На нашей выставке также представлены советские художественные открытки 1950-1960-х годов с цветочными композициями из частной коллекции города Саратова.