МУЛЬТИМЕДИА АРТ МУЗЕЙ, МОСКВА
МУЗЕЙ "МОСКОВСКИЙ ДОМ ФОТОГРАФИИ"
ГАЛЕРЕЯ КОЯНАГИ / GALLERY KOYANAGI
представляют выставку
ХИРОСИ СУГИМОТО
"Прошлое и настоящее в трех частях"
Выставка будет проходить с 2 марта по 8 мая в Мультимедиа Арт Музее, Москва, ул. Остоженка, 16
Мультимедиа Арт Музей, Москва представляет выставку звезды мирового современного искусства - японского художника, фотографа и архитектора Хироси Сугимото "Прошлое и настоящее в трех частях".
По версии The Times и Saatchi Gallery, Хироси Сугимото входит в топ-200 лучших художников XX века.
Хироси Сугимото родился 23 февраля 1948 в Токио. В 1970 году он поступил в токийский St. Paul's University, где изучал политику и социологию, а в 1974 году - получил степень бакалавра искусств Колледжа искусств и дизайна в Лос-Анджелесе и переехал в Нью-Йорк. Хироси Сугимото живет и работает между США и Японией.
На выставке в МАММ будут представлены три серии Сугимото "Диорамы", "Театры" и "Морские пейзажи". Работу над ними фотограф начал в 70-80 годы и продолжает до сих пор.
Отличительным техническим приемом Хироси Сугимото является использование камеры большого формата (8?10) и длительной выдержки, позволяющей "сжать" в один кадр любой отрезок времени.
Хироси Сугимото пишет: ""Диорама" - моя первая серийная работа, положившая начало моей творческой карьере. Эта работа продолжается по сей день. Почему диорамы столь привлекательны для меня? Наверное, потому, что они представляют нечто живое и мертвое одновременно, высвечивая грань, отделяющую жизнь от смерти".
Художник неоднократно говорил, что всю свою жизнь никогда не верил своим глазам, так как никогда не был уверен в том, что увиденное им действительно существует. Это ощущение призрачности бытия тревожило его с детских лет, а со временем даже стало ему нравиться.
Сугимото рассказывает: "Я всегда перемещался между реальностью и мечтой, пытаясь примирить эти два состояния. Мечтание - источник всего моего искусства. Претворяя мечты в произведения искусства, я сражаюсь с реальностью, и мой фотоаппарат служит мне боксерскими перчатками в этой борьбе".
Анализируя свою серию "Диорамы" он писал: "Мой фотоаппарат может вторично остановить время в диорамах, где оно уже было остановлено. Если убить что-то мертвое, можно ли его вернуть к жизни? Я сравнивал себя с египетским расхитителем гробниц, пробравшимся в усыпальницу. Некоторые грабители сами превращались в мумии вместо того, чтобы овладеть сокровищами гробниц. Когда я фотографирую диораму, я - не просто зритель, но сам становлюсь частью нереального мира диорамы".
Экзистенциальность, присущая всему творчеству Хироси Сугимото, наиболее ярко выражена в серии "Диорамы".
Серия "Театры" является продолжением его легендарной серии "Кинотеатры", над которой Сугимото начал работать, только-только поселившись в Нью-Йорке в середине 70-х годов. Художник приходил в кинотеатр, с появлением первых титров фильма открывал затвор фотоаппарата и продолжал экспонировать кадр 2-3 часа - столько, сколько продолжался фильм, таким образом, все образы фильма оказывались в одном кадре. Обрабатывая пленку, фотограф обнаружил, что вместо изображения на ней проявляется магический белый свет, вокруг которого проступают интерьеры кинотеатра, а зрители, присутствовавшие в зале, исчезли, словно вытесненные этим белым сиянием.
Хироси Сугимото нашел способ показать экзистенциальное пространство, которое каждый раз заключается в "футляр", которым служит интерьер того или иного кинотеатра.
Идея создания "Морских пейзажей" появилась в 1980-м году. Этот проект навеян его детскими воспоминаниями - видами моря из окна поезда по пути из Токио. В поисках "правильных" морских пейзажей, Сугимото объехал весь мир, все побережья: Франции, Англии, Японии, Атлантики, Тихого океана др.
В кадре только воздух и вода. Точно такими же люди видели эти пейзажи и 1000 и 100 лет назад, поэтому эти снимки - еще и путешествие во времени, возможность воссоздать прообраз нашего мира.
Один из первых снимков серии, Карибское море, Ямайка, создан в 1980 году. Во время работы над ним появилась концепция серии: линия горизонта делит снимок ровно пополам, в кадре не должно присутствовать людей и рукотворных объектов. Сугимото создает вневременные пейзажи, возвращая зрителю возможность созерцания нашей планеты в ее доцивилизационном величии.
"Мои фотографии, - пишет художник, - существуют в неком пространстве между предметами, вводящими в заблуждение, и пребывающими в заблуждении зрителями".
2 марта в 20:30, в МАММ, состоится встреча с Хироси Сугимото. Предварительная регистрация обязательна: Лекция доступна по входному билету музея.