С 20 февраля по 13 марта 2016 г. в Каретном сарае Театрального музея им. А.А. Бахрушина открыта выставка, представляющая целую эпоху в развитии театрального искусства Челябинска, связанная с фигурой театрального режиссёра Наума Орлова, одной из знаковых фигур современного российского театра. Выставка объединит экспонаты из фондов Театрального музея им. А.А. Бахрушина, Челябинского государственного академического театра драмы имени Наума Орлова, Челябинского государственного музея изобразительных искусств и частных коллекций.
Челябинск – город с большой театральной историей. На его сценах в разные времена творили люди, чьи имена и сейчас на слуху. Одним из первых в этом списке стоит Наум Орлов /1924 – 2003/. Начав работу в театрах Одессы, Киева, Казани, с 1973 г. он возглавлял Челябинский театр драмы, сделав театр настоящим культурным центром города, его визитной карточкой.
Выставка представит зрителям уникальный мир театра, созданного Наумом Орловым в 1970-х – начале 2000-х гг. Посетители увидят рождение замысла спектаклей Орлова в макетах, эскизах декораций и костюмов. Театральная бутафория, мемориальные предметы, например, любимый пуфик режиссёра, кружка для чая, фрагмент доски сцены театрального здания, где начинал свою творческую деятельность в Челябинске Наум Орлов, напомнят о долгих репетициях. Подлинные сценические костюмы, созданные для ведущих артистов Челябинского театра, приоткроют таинство создания сценического образа. Фрагменты музыкального оформления и декораций, афиши, программы, фотографии сцен из спектаклей легендарных спектаклей Челябинского театра драмы помогут перенестись в атмосферу театральной жизни эпохи Наума Орлова, а видеозаписи спектаклей «Фальшивая монета» М. Горького, «Дядя Ваня» и «Вишнёвый сад» А. Чехова, «Самоубийца» Н. Эрдмана, «Чума на оба ваши дома» Г. Горина – в зрительный зал во время спектакля в постановке мастера.
У Наума Орлова был редкий дар – он умел привлекать талантливых людей. В эти годы в Челябинске вокруг режиссёра сформировалось сообщество талантливых художников-сценографов: вместе с ним творили Валентин Александров, Яков Корсунский, Леонид Рошко, Александр Абрамов, Тимур Дидишвили, Елена Луценко, Галина Головченко, Олег Петров, Сергей Александров, 40 лет дружбы и творческого сотрудничества связывали Наума Орлова с Татьяной Сельвинской, художником редкостного дара, На выставке можно будет увидеть эскизы костюмов и декораций Татьяны Сельвинской к спектаклям «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» /1974 г./ Я. Гашека, «Тиль» /1975 г./ Г. Горина, «Отелло» /1980 г./, У. Шекспира, «Забыть Герострата» Г. Горина /неосуществленная постановка 2003 г./ и др.
«Театр – это моя радость и печаль, успех и неудача, счастье и несчастье. Я всю свою творческую жизнь строю свой театральный дом. В нём есть фундамент, множество этажей-спектаклей нанизываются друг на друга, создавая причудливый силуэт ни на что не похожего здания. И есть в нём несущие балки, основа конструкции, которые не дают этому причудливому зданию пошатнуться, закачаться, рассыпаться. Вот это вот несущее основание, вопреки всем законам обычного строительства, создавалось не в начале, не в первую очередь, а постепенно, в течение всей творческой жизни, цементируя и скрепляя то, что мы называем традициями, основами, взглядами» – так говорил Наум Орлов о главном деле всей своей жизни. Увидеть этот «дом», проникнуться и почувствовать его атмосферу смогут посетители выставки «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники».
В октябре 2015 года в Театральном музее им. А.А. Бахрушина проходила выставка «Художники театра. 100 лет театрально-декорационному искусству Саратова». Выставка «Храм любви Наума Орлова и челябинские театральные художники» станет второй выставкой музея, на которой московским зрителям представят театрально-декорационное искусство целого крупного российского театрального центра.
Наум Юрьевич Орлов /1924 – 2003/ родился 20 февраля 1924 г. в Чернигове. После окончания Киевского института театрального искусства им. Карпенко-Карого, начал свою свою режиссёрскую карьеру в театрах Одессы и Киева. С 1965 по 1973 г. был главным режиссером Казанского Большого драматического театра им. Качалова. В 1973 г. Наум Орлов приступил к работе в Челябинском театре драмы в должности главного режиссёра, а спустя несколько лет в 1987 г. стал его художественным руководителем. Многие постановки Наума Орлова шли на сцене более 10 лет, среди них – «Король Лир», «Лес», «Жестокие игры». Спектакль «Иосиф Швейк против Франца Иосифа» не покидал афишу театра на протяжении 17 лет. В 1965—1973 гг. преподавал в Казанском театральном училище, в 1973—1998 гг. был профессором Челябинской государственной академии культуры и искусств. 11 августа 2003 г., после кончины Наума Орлова, Челябинскому академическому театра драмы, которому мастер посвятил более 30 лет жизни, было присвоено его имя.