Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина
Главное здание
Очередная выставка цикла «Техники гравюры» посвящена редкой и чрезвычайно интересной технике, получившей название «карандашной манеры». Она была изобретена гравером Жаном-Шарлем Франсуа (1717–1769) в 1757 году. В основе этой старинной техники лежит процесс механической обработки медной доски, предварительно покрытой офортным лаком, специальными инструментами, так называемыми «рулетками». Они состоят из деревянных ручек, на конце которых закреплены вертящиеся колесики с мелкими зубцами, которые при прокатывании «рулетки» по поверхности доски оставляют на ней углубления-точки. Нанесенные в большом количестве, эти точки образуют линии, из которых складывается изображение.
После нанесения рисунка на поверхность доски гравер травит её кислотой, которая разъедает металл лишь в тех местах, где офортный грунт был «проколот» зубцами рулетки. Затем мастер промывает доску и счищает с нее грунт. После этого можно переходить к процессу печати оттисков.
Карандашная манера была особенно популярна во Франции второй половины XVIII века. Она использовалась для воспроизведения в гравюре рисунков сангиной, углем, черным мелом, пастелью. Оттиски, выполненные в этой технике, пользовались большим вниманием коллекционеров в силу высокого уровня исполнения. Кроме того, они служили адекватной заменой уникальным рисункам, существовавшим лишь в одном экземпляре и, соответственно, доступным не всем коллекционерам. Через оттиски, выполненные в карандашной манере, рисунки ведущих мастеров эпохи рококо, прежде всего Франсуа Буше, становились известны многим.
Карандашная манера, в сущности, умерла вместе с XVIII веком: в начале XIX столетия её использовали лишь для воспроизведения академических рисунков, служивших учебными пособиями для будущих художников.