В Омском музее Кондратия Белова выставка работ художников, для которых техника пастели явилась возможностью не только отразить красоту окружающего мира, но и передать зрителю особое эмоциональное состояние, характерное для каждого сюжета, остановившего взгляд, оставившего в душе яркий след.
Пастель (франц. pastel, от итал. pastello, от pasta - «тесто») — материал, представляющий собой особым образом изготовленные цветные мелки, дающие матовый, бархатистый, несколько разбеленный тон. Она не темнеет от времени, не жухнет и не теряет яркости цвета, всегда свежа и воздушна. Этот материал был любим многими художниками прошлого, в этой технике работали художники Возрождения, импрессионисты, выдающиеся русские мастера: И.Репин, В.Серов, Б. Кустодиев, К. Петров – Водкин, И.Левитан, З. Серебрякова и другие. В Омске преимущества пастели тонко и своеобразно раскрыл А.Н. Либеров.
На выставке свои работы показывают три омских художника: В.П. Белоусов, Р.В. Нуриев, В.М. Сидоров. Все они являются выпускниками художественно-графического факультета, активными членами объединения «Друзья и годы».
Любовь к пастели сформировалась у них под влиянием их учителей: А. Либерова, Г. Катилло-Ратмирова, М. Разумова, А. Чермошенцева.
В работах В.П. Белоусова (1947г.р.) пастель выступает средством, отвечающим стремлению художника к передаче свежести впечатления. Он активно использует воздушность и бархатистость этого удивительного материала в натюрмортах, портретах, достигает необыкновенной прозрачности цвета в своих реалистических пейзажах. Его матер - классы по технике пастели, которые художник проводит в музее, пользуются неизменным успехом у любителей этого материала.
В картинах Р.В. Нуриева (1951 г.р.) гармонично соединяются живописные и графические возможности пастели. В сложных цветовых и графических наслоениях рождаются его фантазийные композиции, контрастные по тональности, наполненные световыми эффектами, символикой, эмоционально насыщенные, иногда с оттенками мистических настроений.
Пастели В. М. Сидорова (1952 г.р.) отличает мастерство в передаче материальности предметов, их конструкции, объема. Это характерно для его натюрмортов. Графическое начало явственно прочитывается во многих его работах, однако художник мастерски пользуется цветом, который, зачастую привносит декоративность в его работы, а иногда, приобретает самостоятельное значение, делая работу живописной. Цветовое богатство его пейзажей передает сложные состояния природы, тончайшие оттенки настроения.
Творческие поиски художников ХХ - начала ХХI века нашли отражение в изменчивости пастели - в усложнении ее структурного состава, в сближении рисунка и живописи, привнесении новых технических приемов. В пастель включаются уголь, гуашь, темпера, акварель, радикально меняющие ее эмоциональное звучание, наделяющие созвучной эпохе энергией. Многие из этих открытий использованы в работах, представленных на выставке.