В свои 88 лет – а возраста художник театра, живописец, поэт Татьяна Сельвинская не скрывает, а, наоборот, открыто и гордо заявляет о нём в картине «Манифест», законченной незадолго до выставки в Театральном музее им. А.А. Бахрушина, – она готова к экспериментам, новым творческим поискам, полна веры в чудо, ни дня не проводит без работы и щедро делится своим опытом, временем, мудростью с многочисленными учениками. «Без творчества не жизнь, а бытие», – провозглашает Татьяна Ильинична в одном из стихотворений.
Татьяна Сельвинская – заслуженный деятель искусств России, лауреат Государственной премии России, почётный член РАХ. Училась у Р.Р. Фалька, А.Г. Тышлера, М.И. Курилко. Её первая выставка состоялась в 1954 г., первый спектакль – в 1956 г. На сегодняшний день выставок – более 100, спектаклей – более 200. В Театральном музее им. А.А. Бахрушина Татьяна Сельвинская выставлялась неоднократно, персонально и с учениками. Её работы хранятся в фондах музея, а также в Государственной Третьяковской галерее, Санкт-Петербургском государственном музее театрального и музыкального искусства, других музеях и частных коллекциях разных стран.
Название «Цветные стёкла» выставке подарил заголовок ещё студенческого стихотворения отца художника, знаменитого поэта Ильи Сельвинского. Есть на выставке и полотно с таким названием, созвучное стихотворению. Всего же в экспозиции представлено 40 работ Татьяны Сельвинской, 15 из которых написаны в 2015 г.
Живопись Татьяны Сельвинской неразрывно связана с театром, узнаваема в каждом полотне. О ней говорят: «Великие предшественники принесли живопись в театр, а Сельвинская принесла театр в живопись». На её холстах – драпировки ткани, любимого сценического материала, который она много раз использовала в сценографии, театральные занавесы, символизм композиции и отдельных элементов и, конечно, цвет.
«Цвет в живописи и в театре неслучаен, он значим и выбирается не по красоте, а по смыслу. Первичен цвет, форма подчинена ему, им рождается», – говорит художник, представляя уникальный триптих «Вражду рождают дружба и любовь» /2015/. Триптих «Адам и Ева» /2015/ демонстрирует другие черты «драматургии цвета» /понятие, введённое и разрабатываемое художником/ – использование основных цветов и их соединения в дополнительные, рифмованных линий, организующих пространство холста.
За любовь к цвету Татьяна Сельвинская благодарит одного из своих учителей – Роберта Фалька, в мастерской которого в детстве она занималась живописью. «Фальк дал мне цвет, Тышлер – мир, Курилко – научил мыслить и театру», – оглядываясь назад, отмечает Татьяна Сельвинская.
Использование многочастных форм – диптихов, триптихов, полиптихов – также рождается из театральной природы живописи художника. Они, подобно театральному действу с актами и сценами, позволяют представить мысль, образ в развитии. Случается, что несколько полотен, написанных как отдельные, объединяются, и высказывание, идея обретают новые грани и глубину. Так сложился триптих «Эдем. XXI век» /2014-2015/, который можно увидеть на выставке.
Несмотря на то, что в последние годы Татьяне Ильиничне трудно работать с театральными декорациями, сценическая жизнь её работ продолжается. В первом домашнем профессиональном театре «НИКИНДОМ», которым руководит заслуженный деятель искусств РФ Ника Косенкова, декорациями спектаклей выступают живописные полотна Татьяны Сельвинской. На финисаже /закрытии выставки/ 8 ноября 2015 г. театр «НИКИНДОМ» представит премьеру спектакля «Лицом к любви» на стихи и в декорациях Татьяны Сельвинской.
Татьяна Сельвинская делится со всеми посетителями выставки «Цветные стёкла» радостным состоянием духа: «Мне сейчас хорошо и, пожалуй, это будет моя лучшая выставка: она будет яркой».