НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Валентин Серов. К 150-летию со дня рождения

c 7 октября 2015 по 31 января 2016Москва
Валентин Серов. Девочка с персиками. 1887. Холст, мало. 91х 85. Третьяковская галерея
Валентин Серов. Летом. 1895. Холст. Масло. 74х94. Третьяковская галерея
Валентин Серов. Девушка, освещенная солнцем. Портрет М.Я. Симонович. 1888. Холст, масло. 89,2х71,3. Третьяковская галерея
Третьяковская галерея представляет самый ожидаемый проект года - выставку произведений Валентина Александровича Серова (1865-1911), одного из наиболее любимых русских художников, крупнейшей и ключевой фигуры своего времени.

Пресс-конференция состоится 6 октября в 14:00

Осмотр выставки, индивидуальные интервью до 16:30

Выставка открыта с 7 октября 2015 по 17 января 2016

Крымский Вал, 10, залы 60-61, 80-82

Кураторы - О.Д. Атрощенко, Л.А. Торстенсен, М.В. Кривенко

Коллекции-участники - 25 российских и 4 зарубежных музея, 9 частных коллекций. Среди музейных собраний: Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный музей изобразительных искусств им. А.С. Пушкина, Национальная галерея Армении (Ереван), Национальный художественный музей Республики Беларусь (Минск), Музей Орсе (Париж), Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии (Копенгаген)

Экспонируемые работы - более 100 произведений живописи и около 150 произведений графики, скульптурные композиции, театральный занавес, архивные материалы

Серов синтезировал в своем творчестве лучшие традиции русской реалистической школы, уроки старых европейских мастеров, новаторства современных живописцев. Он не только определил развитие стиля модерн в России, но и стал предтечей авангарда. Для русского искусства Серов стал формообразующим художником. Универсализмом и парадоксальностью своего таланта он предвосхитил архетип творческой личности ХХ века.

Исключительная одаренность Серова позволяла ему одинаково ярко проявлять себя в разных сферах изобразительного искусства - в станковой и монументальной живописи, графике, театральном и декоративно-прикладном искусстве. Жанровый диапазон его работ разнообразен и включает исторические картины, пейзажи, бытовые зарисовки, иллюстрации. Но главное - Серов был выдающийся портретист, он создал обширную по количеству и редкую по качеству исполнения и глубине характеристик галерею образов современников, которая отражает всю противоречивость эпохи рубежа веков.

Жизнь на переломе эпох, с одной стороны, определила своеобразие творчества мастера, стремительную эволюцию за короткий срок (около двух с половиной десятилетий) его пластического языка и содержания его работ, а с другой - обусловила драму художника, с двадцатилетнего возраста обретшего признание и успех, при этом всю жизнь остро рефлексировавшего, мучительно искавшего идеал в искусстве, а ушедшего трагически рано, возможно, не реализовав весь заложенный творческий потенциал.

Выставка демонстрирует лучшие произведения мастера, те блистательные живописные полотна и графические листы, благодаря которым художник обрел всеобщую любовь - как великосветских особ, так и художественной элиты своего времени, как приверженцев реалистической традиции, так и ценителей авангарда. В меньшем составе основной корпус этих произведений был показан в Третьяковской галерее на выставке 1991 года и графической выставке в 2011 году. Задача настоящего проекта, впервые в истории музея развернувшегося на трех этажах выставочных залов на Крымском Валу, - выявить новые смыслы и обозначить новые акценты в понимании творчества и личности самого значительного художника эпохи.

Выставка представляет Серова как универсального мастера, увлеченного множеством художественных задач и во всех своих поисках добивающегося абсолютного совершенства. Драматургия экспозиции ведет от одной из ранних и наиболее известных картин мастера, ставшей эмблемой выставки, - "Девочка с персиками" (1887, ГТГ) - через живописный, графический и театральный разделы к ключевому произведению зрелого творчества Серова, в котором сконцентрированы художественные искания и новаторства различных направлений его работы - портрету Иды Рубинштейн (1910, ГРМ).

Центральное пространство живописной части выставки разделено диагональной осью, вдоль которой экспонируются все лучшие портреты художника - творческих личностей, деловых людей, аристократических и царственных особ. Талант Серова чутко улавливать и отображать характер и индивидуальные манеры персонажа способствовал разнообразию в жанре. Он писал камерные, парадные, психологические, почти гротескные портреты. Сам Серов, ученик И.Е. Репина и П.П. Чистякова, признавал лучшими свои ранние пленэрные картины - "Девочка с персиками" и "Девушка, освещенная солнцем" (1888, ГТГ). Эти работы оказались настоящим прорывом, кардинальным поворотом в русском искусстве. Намерение Серова писать "только отрадное" вместо отображения "язв общества" обозначило изменение вектора актуального в живописи. В этих полотнах он сумел сформулировать то, к чему стремилось новое поколение художников.

С 1890-х годов Серов-портретист обретает качества художника-аналитика, знатока человеческих типов, становится мастером большого стиля. Его моделями часто были художники и артисты: Константин Коровин (1891), Исаак Левитан (1893), певцы Анджело Мазини (1890), Франческо Таманьо (1891, все - ГТГ). Если мастер не был увлечен личностью персонажа, окружение портрета, его живописная "оркестровка" начинали доминировать в работе. В 1900-е годы художественный язык Серова приобрел особенности, свойственные стилю модерна, в произведениях стали преобладать декоративная условность, роль линии, работа локальными цветовыми плоскостями. Зачастую Серов настолько выразительно передавал в образе то, что сами модели пыталась скрыть от окружающих, что вынуждал обижаться на резкость трактовок.

На выставке сделан значительный акцент на светском парадном портрете. Важное место здесь занимает цикл портретов семьи Юсуповых. Используя формальные схемы светского портрета, Серов трансформирует их и добивается не свойственной салонным работам глубины постижения человека. Находя выразительные композиционные решения, художник никогда не тиражировал их, каждый исполненный им портрет уникален. Динамика эволюции стиля Серова отражена в самой экспозиции, которая начинается с пленэрных полотен второй половины 1880-х годов, написанных по-своему, но в манере близкой импрессионистам, продолжается в портретах модерна и декоративных портретах 1900-х годов, а завершается произведениями 1911 года, в которых мастер приближается к выразительности экспрессионизма. Одно из важнейших полотен в этом разделе экспозиции - портрет И.А. Морозова на фоне натюрморта А. Матисса, который был написан в стилистике фовистов (1910, ГТГ).

В пейзаже Серов сделал не меньше открытий, чем в портрете. В работах, посвященных русской деревне, он не стремился к внешней эффектности мотивов и, обладая умением видеть значительное в малом, выбирал самые скромные виды и явления, органично соединял пейзаж с жанровыми сценами. Для выставки отобраны лучшие пейзажи, среди которых виды окрестностей Абрамцева, Домотканова, а также местечка Ино в Финляндии (ныне поселок Смолячково), где находилась дача художника.

На выставке собраны работы, которые долгие годы не демонстрировались отечественному зрителю. Из Национальной галереи Армении привезен портрет Марии Акимовой (1908), который сам Серов считал одной из лучших своих картин. Событием станет показ портрета двоюродной сестры художника Марии Львовой (1895, Музей Орсе), той самой Маши Симонович, которая изображена в знаменитой "Девушке, освещенной солнцем". Эта картина впервые возвращается в Россию после ее вывоза во Францию в начале прошлого века. Широко демонстрируются портреты царственных особ. Особый интерес вызовет привезенный из Дании портрет императора Александра III (1899, Офицерский фонд Королевской лейб-гвардии), подаренный императором Николаем II офицерам Королевской лейб-гвардией, шефом которой был Александр III.

Благодаря разделу, включающему документы, письма, фотографии, Серов предстает как одна из авторитетнейших фигур в общественной жизни своего времени: педагог, член Совета Третьяковской галереи, участник объединений ТПХВ, "Мир искусства" и "Союз русских художников".

Графическая часть экспозиции уникальна по-своему. По словам И.Э. Грабаря, "Серов-рисовальщик, быть может, даже сильнее Серова-живописца". Однако рисунки одного из лучших художников-графиков в русском искусстве публике знакомы в основном по иллюстрациям, так как из-за хрупкости материалов экспонируются значительно реже, чем живописные. На этот раз предпринята попытка как можно более полно представить эту область творчества художника: вместе собраны листы из 15 музеев и 4 частных собраний. На выставке можно увидеть работы Серова в самых разных жанрах и во всех возможных графических техниках: акварель, гуашь, пастель, карандашные рисунки. Выбор техники и основы рисунка диктовался характером самой натуры.

Деление экспозиции на живописную и графическую части является основной интригой выставки. Это сделано для того, чтобы продемонстрировать синтетичность дарования и пластической системы Серова, его художественное мировоззрение. Разделяя графическую линию, которая работает контуром, локальным цветом, и живописную, где доминирует вещность, материальность, фактура, экспозиция демонстрирует, как одинаково мастерски Серов владел и тем и другим, но целенаправленно стремился их соединить. Существует множество произведений, которые находятся в пограничной зоне между живописью и графикой, когда в живописи начинает доминировать контур, силуэт, а в рисунке происходит работа цветом. Масса вариантов пограничных техник - важнейшая особенность этой выставки.

В работах на исторические и мифологические сюжеты прослеживаются изменение границ жанра и возрастание роли пейзажа. Серия "Царских охот" близка историко-бытовому жанру, который культивировался художниками объединения "Мир искусства". В знаменитой картине "Пётр I" (1907, ГТГ) Серов проявил себя как вдумчивый исследователь. Для создания нешаблонного образа государя мастер изучал исторические артефакты, архивные материалы в Эрмитаже. Декоративное панно "Похищение Европы" (1910, ГТГ) представляет идеальный образ мира архаики и его героев. В нем отразились поиски Серовым идеала, гармонии, полноты бытия.

На выставке можно увидеть опыты Серова в монументально-декоративном искусстве - рисунки на античные мотивы для росписи особняка Е.П. Носовой ("Аполлон и Диана, избивающие детей Ниобеи").

Подробно представлены театральные работы Серова, связанные с постановкой оперы "Юдифь" крупного русского композитора А.Н. Серова, отца художника. Сенсацией станет показ грандиозного (554 х 810 см) занавеса для балета "Шехеразада" на музыку Н.А. Римского-Корсакова, созданного для Русских сезонов С.П. Дягилева (1911, собрание семьи М.Л. Ростроповича и Г.П. Вишневскои?). В экспозиции демонстрируются портреты знаменитых деятелей балета - С.П. Дягилева, А.П. Павловой, Т.П. Карсавиной.

Также демонстрируются редко экспонируемые шаржи, изображающие друзей и знакомых Серова, известных художников, поэтов, артистов: И.Э. Грабаря, Л.С. Бакста, С.П. Дягилева, М.А. Кузмина, И.Л. Рубинштейн и других, а также шарж-автопортрет "Скучный Серов" (1910-1911, ГТГ), в котором Серов сумел горько и иронично взглянуть и на самого себя.

Завершает экспозицию выдающаяся работа позднего Серова - портрет Иды Рубинштейн. Рафинированно-изысканный образ - свидетельство изменения эталона красоты в искусстве. Этим произведением Серов приблизился к стилистике экспрессионизма. Картина синтезирует не только эволюцию живописного и графического языка мастера. В ней соединились все основные линии его творчества - крупная форма и минимализм графического арабеска, декоративное панно и театральная афиша, идеальная обнаженная модель и выразительный характерный портрет.

Выставочный проект Третьяковской галереи - важный этап в осмыслении творчества Валентина Серова. Прошло около 25 лет с последней монографической выставки художника. Настало время взглянуть по-новому на наследие одной из самых интересных творческих индивидуальностей в истории русского искусства, актуализировать его, особенно для молодого зрителя, показать всю мощь разностороннего таланта, противоречивость и невероятную притягательность личности Серова. Обладая огромным дарованием, он не был удовлетворен своим трудом и находился в постоянном поиске. Художник добивался виртуозности исполнения своих работ ценой изнурительного труда, мук и сомнений. Реализация задуманного через преодоление себя, через большой труд - это близко современному человеку.

К выставке опубликован фундаментальный каталог, подготовлена культурно-образовательная программа. Чтобы перевести часть проекта в онлайн и расширить пространство выставки, создан специальный сайт serov.tretyakov.ru.

www.museum.ru/N59446
Ваше мнение »»

»»Новая Третьяковка
Адрес:город Москва, Крымский Вал, 10
Проезд:Ст. м. "Октябрьская", "Парк культуры", наземный транспорт до ост. "Центральный парк культуры и отдыха"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 20.04.2024  x    ?  


День исторического и культурного наследия в Мультимедиа Арт Музее, Москва

«Библионочь-2024» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Инсталляция к 295-летию со дня рождения Екатерины II

Выставка «Строкою Пушкина воспето…» в Русском музее фотографии

Библионочь - 2024 в Пушкинском музее

К 150-летию Первой выставки импрессионистов

"Библионочь-2024" в Российской национальной библиотеке, Санкт-Петербург

Выставка «Горячая эмаль. Медь» в Ростовском музее изобразительных искусств

Библиодень в Еврейском музее и центре толерантности

Выставка фотографий "Завтра – это сейчас" в Дарвиновском музее

Николай Львов. Избранное

Выставка "Ювелирное искусство Александра Голикова" в Музее-заповеднике "Царицыно"

Презентация книги «Иерусалим земной и подземный» Яны Чехановец

Выставка «Спасенные шедевры. Русский музей – Таганрогу»

Весенний концерт в музее Аполлинария Васнецова

Выставка "Ars Sacra nova. От мифа к символу" в Доме русского зарубежья имени Александра Солженицына

Вечная классика. Традиции и эксперименты в пейзажной фотографии

Увидеть музей по-новому: в Пушкинском музее пройдет акция "Я покажу тебе музей"

Выставка «Память о счастье» в Музее Тропинина

К 40-летию Музея-заповедника "Царицыно". Выставка "ART548"

"Бульвар Капуцинок. От Надара до Люмьера". К 150-летию Первой выставки импрессионистов

Выставка "Перевернутое сафари. Современное искусство Африки" в Арсенале

Книжный экспресс: тариф "Семейный" - Библионочь в Российской государственной библиотеке для молодёжи

Фотовыставка XV Международного фестиваля экранной культуры "Человеческое кино"

Выставка "История хлебопекарной промышленности Санкт-Петербурга"

Международный день Земли в Дарвиновском музее

Выставка "Повседневная жизнь русского солдата от Древней Руси до современности" в Музее артиллерии

Максим Моргунов "Течение жизни"

Выставка «На линии боевого соприкосновения. Новые поступления» в Военно-медицинском музее

Высота Карпова: Урал и его художники в коллекции Ирбитского музея изобразительных искусств

Выставка Ирины Верхградской «Маленький мир» в Музее на набережной, г. Новосибирск

Сергей Цигаль. Графика

Выставка Елены Липиной "Вдохновение"

Второе восхождение. Выставка работ Юнуса Сафардиара

Выставка "Фотографиня Городецкая" в Русском музее фотографии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru