20 сентября 2015 года в рамках международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» в Музее истории города Ярославля состоялась беседа на тему «Наследие Николая Рериха и современная Россия». Мероприятие подготовили руководитель историко-краеведческого музея «Гордость моя - Ярославия», член Союза композиторов России Л.В. Янковская и заместитель председателя Ярославского Рериховского общества «Орион» Н.С.Шишкина.
Встречу открыл С.В.Скородумов, председатель Ярославского Рериховского общества «Орион», консультант департамента охраны окружающей среды и природопользования Ярославской области. Он рассказал присутствующим о значении международного выставочного проекта «Пакт Рериха. История и современность» и многолетней деятельности Н.К.Рериха по сохранению мирового культурного наследия. Еще в 1903 году великий художник начал исследования русской старины. Многие российские храмы, в том числе и ярославские, он изобразил на своих полотнах. Идея Рериха защитить ценности культуры – памятники и просветительные учреждения – была реализована в специальном международном соглашении. 15 апреля 1935 года в Нью-Йорке, в кабинете президента Рузвельта представители 21 страны американского континента подписали Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, который был назван в честь его создателя – Пакт Рериха.
В качестве охранного символа объектов культуры было предложено Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Оно представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя сферами. Этот знак символизирует единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности, или науку, искусство и религии в едином пространстве Культуры. В начале 1930-х годов Н.К.Рерих писал: «Выше панацеи Культуры не знало человечество. Да и не будет знать, ибо в Культуре ― сумма всех достижений огненного творчества».
Н.С. Шишкина ярко и увлеченно рассказала о творческом пути Н.К.Рериха, подарившего миру более 7000 картин. На его полотнах нашли отражение былины и сказания Руси, предания и сказки Тибета, исторические события и герои разных стран мира. Самые ранние работы Николай Константинович посвятил архитектуре древних храмов Руси, а более поздние картины – монастырям Тибета. Будучи провидцем, он создавал картины-предупреждения, картины-символы грядущего.
И Николай Константинович, и Елена Ивановны Рерихи были горячими патриотами России. Такими же они воспитали и своих сыновей. Когда началась Великая Отечественная война, Рерихи жили в индийской долине Кулу. Узнав о нападении гитлеровцев на Советский Союз, Юрий Николаевич Рерих направил советскому послу в Англии И.М. Майскому, телеграмму с просьбой зачислить его добровольцем в Красную Армию. Но получил отказ. И тогда Н.К. Рерих, которому в то время было уже за шестьдесят, вместе со своим сыном Святославом организовал в Индии целую серию выставок с продажей картин. Средства от них перечислялись в пользу Советского Красного Креста и на военные нужды Красной Армии.
С самого первого дня войны Рерихи верили в победу, в великое будущее России и русского народа. В 1942 году Рерих создал пророческое полотно «Победа (Змей Горыныч)». На нем изображен воин в древнерусских доспехах, побеждающий дракона. «Спорили мы со многими шатунами, сомневающимися. Лжепророки предрекали всякие беды, но всегда говорили мы: «Москва устоит!», «Ленинград устоит!», «Сталинград устоит!» Вот и устояли! На диво всему миру выросло непобедимое русское воинство! Жертвенно несет русский народ все свое достояние во славу Родины! Слава, слава, слава!», – писал великий художник в статье «Слава» (февраль 1943). Во время войны на картинах художника часто появлялись образы былинных богатырей и героев русской истории. Названия этих картин говорят сами за себя: «Сергий Строитель», «Мстислав удалой», «Партизаны», «Настасья Микулична», «Святогор», «Борис и Глеб», «Победитель» и многие другие.
Сразу после окончания войны Рерих приступил к работе по продвижению Пакта, и 6 декабря 1945 года комитет Пакта и «Знамени Мира» в Нью-Йорке официально возобновил свою работу. Пакт Рериха лёг в основу «Конвенции о защите культурных ценностей в случае вооруженного конфликта» (Гаага, 14 мая 1954 г.). Гаагская конвенция была ратифицирована большим количеством государств, в том числе Советским Союзом.
Сегодня идеи, заложенные в основу Пакта Рериха, продолжают активно развиваться. В 1990 году выдающийся художник Святослав Николаевич Рерих исполнил волю своих родителей и передал из Индии в Россию творческое наследие Н.К. и Е.И. Рерихов. Святослав Николаевич считал, что Музей имени Н.К. Рериха в России должен быть общественным, а не государственным. Эту идею поддержали многие деятели культуры, включая академика Д.С. Лихачёва.
Своим доверенным лицом Святослав Николаевич выбрал известного ученого-индолога, лауреата премии имени Джавахарлала Неру Людмилу Васильевну Шапошникову. Постепенно в Москве, в отреставрированной усадьбе Лопухиных был создан общественный Музей имени Н.К. Рериха. Реставрация Усадьбы была проведена при помощи общественности и без копейки государственных средств. В настоящее время Международный Центр Рерихов (МЦР) ведет широкую культурно-просветительскую и научную работу и стал форпостом космического мышления XXI века. Одно из важнейших направлений работы МЦР – миротворческие инициативы Николая Константиновича Рериха.
В современной России популяризация наследия Рерихов особенно актуальна. В течение долгого времени для значительной части взрослого населения страны было характерно состояние неопределенности, растерянности, спровоцированное утратой привычных жизненных ориентиров. Это состояние душевно-духовного вакуума оказало глубокое влияние на ценностный мир человека, а особенно на молодых россиян. Для них стали привычными прагматизм, и жестокость. Стремление к материальному благополучию идет в ущерб их духовно–нравственному развитию. И хотя многие педагоги- культурологи считают, что культура является сложным понятием и с трудом воспринимается современными школьниками, в одной из книг философского наследия Рерихов – Учении Живой Этики мы читаем иное: «…углубите курс начальных школ – это Мой совет для немедленного применения!»
«Воспитание - есть питание всем возвышенным и утонченным», - считал Николай Константинович и был глубоко убежден в том, что только повышением роли культуры в жизни человека можно преобразовать жизнь на земле и победить невежество, грубость и отсутствие понимания между народами. А обращение к реальной силе красоты, которая в состоянии «спасти мир», крайне важно именно сейчас, в наше непростое, далекое от сердечности время.
В заключение мероприятия С.В. Скородумов провел для посетителей музея экскурсию по выставке «Пакт Рериха. История и современность». Видеофильм о творчестве Н.К.Рериха позволил присутствующим в полной мере оценить красоту и многозначность художественного наследия великого художника.
«Пакт Рериха работает на наше будущее, – писала академик Л.В.Шапошникова. - И от нас самих зависит, сумеем ли мы сохранить свое прошлое для будущего, сможем ли мы реализовать идеи Пакта Рериха о защите культурного наследия» современной России.
Следующее мероприятие в рамках выставки – слайд-программа «По Монголии со Знаменем Мира» состоится 27 сентября. Встреча в музее будет посвящена современным исследованиям маршрута Центрально-Азиатской экспедиции Н.К. Рериха.