НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Павел Кузнецов. Сны наяву

c 3 сентября по 13 декабря 2015Москва
П.В. Кузнецов. Портрет художницы Е.М. Бебутовой  с кувшином. 1922
П.В.Кузнецов. Вечер в степи. 1912.  Холст, темпера. 98х105. Государственная Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Павел Кузнецов. Сны наяву

Пресс-показ состоится 3 сентября

Выставка открыта с 4 сентября по 13 декабря 2015 года

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Кураторы - Т.М. Левина, Г.А. Цедрик

Участники проекта - Государственная Третьяковская галерея, Государственный Русский музей, Государственный Саратовский художественный музей им. А.Н. Радищева, частные коллекции

Экспонируемые работы - около 230 произведений живописи и графики

Павел Варфоломеевич Кузнецов (1878-1968) - один из тех редких художников ХХ века, чье творчество исполнено ясной и чистой гармонии. Он вошел в историю искусства как лидер второго периода русского живописного символизма, организатор выставок "Алая роза" и "Голубая роза", которыми открылся ХХ век. "В плеяде изумительных он был самым изумительным. Кузнецов был мечтателем, его друзья были забавниками. Он видел, они сочиняли. Он смотрел внутрь, они наружу" (А. Эфрос).

Последняя большая персональная выставка П.В. Кузнецова в Москве состоялась в 1978 году. Выросло уже не одно поколение зрителей, не имеющих полного представления о творчестве классика нашего искусства. Выставка в Третьяковской галерее должна исправить эту ситуацию.

Искусство Кузнецова достигло наивысшего расцвета в 1910-х годах - были созданы картины степной и бухарских серий, классические в своем совершенстве. Позднее, в советский период, когда многие русские художники, чей подъем пришелся на первые три десятилетия века, переживали кризис, Кузнецов находил необходимый для его работы источник "формы и радости" в людях и в мире природы: в цветах и плодах, в море и соснах, в полях капусты. Павел Кузнецов - живописец пространства, и в самых декоративных, орнаментальных его вещах разлит тот "голубой раствор", в который "погружен земной простор". Вместилище пространства у него - не перспектива, а светоносный цвет. Благодаря постоянному присутствию невещественного, "горнего", благодаря "просквоженности" далеким, глубоким, "иным", живопись Павла Кузнецова оказалась маловосприимчивой к той порче, которой в большей или меньшей степени было поражено приверженное материи искусство многих его современников в 1930-1950-х годах.

Выставка открывается работами, которыми Кузнецов "дебютировал" в истории русского искусства: картинами и графикой периода "Голубой розы". Главные мотивы символистской живописи Павла Кузнецова - "Фонтан" и "Рождение", связанные темами истоков жизни, пробуждения души. Форма отчасти "остается пеной": "туман, зыбкость, полуясность, скраденность контуров и колорита" (А. Эфрос), длинные вертикальные мазки, размытые абрисы. Значимые источники кузнецовского стиля - традиция искусства В.Э. Борисова-Мусатова и эстетика гобелена. Декоративная живописная плоскость "Голубого фонтана" изнутри пронизана пространством, листья и струи воды наполнены светом, воздухом и глубиной. Изображение строится параллельно плоскости холста, образуя своего рода "покров" над сквозящей за ним далью. На выставке представлена также уникальная, чудом сохранившаяся авторская вышивка "Смерть Тентажиля" (1904?). Стилистически она органично входит в корпус его живописных и графических работ символистского периода с их "стебельчатым" мазком и раздельным штрихом.

Далее следуют классические произведения степного цикла, которыми Кузнецов вошел уже в мировую историю искусства ХХ века: "Вечер в степи", "Мираж в степи", "Дождь в степи" (все - 1912, ГТГ) и другие. В этих картинах воплотилась детская мечта художника "утопать и изумительно растворяться в небе с необычайными формами миражного очертания". Здесь царят плавные и широкие ритмы, единое, текучее пространство, где почти прозрачные фигурки расстилают ковер, строят кошару, спят, поят или стригут овец, плывут "величественные лебеди степей - верблюды".

Еще в 1910 году Кузнецов писал: "В искусстве живописи должна быть связь с чувством трудового человека. Настанет время, когда к искусству приобщатся люди, смотрящие на небеса простыми, ясными глазами". В 1920-1930-е годы он искренне увлекся трудовыми сюжетами "от садоводства до цветоводства, от процессов колхозного труда к праздникам урожая". Работы Кузнецова обрели новые композиционные качества и новое переживание пространства: пейзаж часто увиден сверху, с высоты птичьего полета, горизонт располагается высоко, а иногда и вовсе уходит за пределы холста, пространство растет вверх. Картины советского времени группируются по жанровому, хронологическому и пластически-тематическому принципу. Это портреты, натюрморты, подмосковные и прибалтийские пейзажи, группы работ, объединенные темами: человек на земле, строительство, спорт. Особое место занимают произведения, связанные с поездкой в Париж в 1923 году, и цикл картин, посвященных Армении, где Кузнецов побывал в 1930-м.

Во всех залах графические листы соседствуют с живописными работами. Символистскую живопись дополняют акварели, орнаментальная журнальная графика и эскизы декоративных панно; в "степном" зале показаны рисунки разных лет, созданные в поездках по киргизским степям, в том числе восемь небольших произведений, выполненных тушью, в которых гармонический мир кочевников представлен с помощью графических средств - линейного рисунка и "воздуха" чистого листа, т.е. рисунки и живопись выступают в ансамбле. Один из самых плодотворных периодов Кузнецова-графика - начало 1920-х - 1930-е годы. Отдельным блоком экспонируются листы из альбома литографий "Туркестан" (2-я серия). Из трех изданных в 1923 году альбомов литографий именно этот наиболее разнообразно представляет работу художника в названной технике. Графическое наследие Кузнецова обширно, и, хотя большую часть составляют натурные рисунки и наброски (тот постоянный труд художника, который редко находит место на выставках и который обычно считается черновым материалом), среди них есть прекрасные образцы графического искусства, когда двумя-тремя линиями или пятнами создается цельный выразительный образ. Как и живопись, графика Кузнецова отличается пространственностью, "проницаемостью" изобразительной поверхности, композиция - ритмической точностью, а колорит - сиянием цвета. Художник создавал станковую графику, журнальные рисунки, книжные иллюстрации, используя технику акварели, карандашного рисунка, литографии.

Выставка призвана показать подлинный масштаб дарования Павла Кузнецова и дать возможность почувствовать непреходящую гармонию его творений. Некоторые работы современный зритель увидит впервые; многие из них прошли очень сложную реставрацию, обусловленную спецификой кузнецовских поисков монументальности, приближения техники станковой живописи к фресковой.

Альбом-каталог, подготовленный к выставке, включает статью о творчестве Павла Кузнецова и обширную "Летопись жизни и творчества", куда вошли биографические сведения, записки и короткие статьи художника, его эпистолярное наследие, выдержки из статей критиков, стенограммы выступлений Кузнецова, воспоминания о нем, архивные фотографии. Издание прекрасно иллюстрировано - в нем опубликовано около 200 живописных и графических произведений из собраний Государственной Третьяковской галереи, Государственного Русского музея, Саратовского государственного художественного музея им. А.Н. Радищева и из частных коллекций.

www.museum.ru/N59020
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 19.09.2019  x    ?  


Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Поэтический вечер Марины О’Брайен

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Цикл концертов, посвященный 250-летию Л. ван Бетховена, в "Аптекарском огороде"

«Лирические этюды» Эдуардаса Межелайтиса

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

15-й фестиваль «Современное искусство в традиционном музее»

Выставка «Будь мне женой по закону Моисея и Израиля» в Музее истории религии

«Щукин. Биография коллекции»: рекорд посещаемости и другие итоги выставки

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Шпалеры XIX–XX веков в собрании Эрмитажа

«Он миру чужд был. Все в нем было тайной…». К 205-летию Михаила Юрьевича Лермонтова


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru