НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток

10 июля 2015Санкт-Петербург
Мистерия кукол. Бирманский театр кукол-марионеток
Выставка, открывающаяся 10 июля 2015 года, познакомит посетителей с персонажами традиционного народного театра кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) - «йоутэйпве».

Марионетки, представленные на выставке, изготовленные мьянмскими мастерами в XX столетии, – самые характерные образы бирманского «йоутэйпве», т.е. «представления маленьких кукол».

Это божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т. д.

Куклам в традиции йоутэйпве приписывались особые мистические свойства - считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, задрапированных сверху юбкой-штанами. Сверху надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.

Театр марионеток в Мьянме называли «театром высокого помоста» («амьин табин»), потому что спектакль показывали на сцене, а не на земле. Пол устилали досками, по которым двигались актеры-люди, а за невысокой стеной, где выступали куклы, – циновками. На стену вешали экран или несколько белых платков, создававших нейтральный фон, и устанавливали декорации (изображения дворцов, пагод, пейзажей).

Бирманские кукольные труппы вели бродячий образ жизни (исключение составляли лишь придворные театры, функционировавшие до 1885 г. — года аннексии Бирмы англичанами). Кукольные труппы насчитывали обычно 12 человек: ведущий, кукловоды, певец или певица, декоратор и музыканты. В деревенских театрах обычно это были члены одной семьи. Количество кукол варьировалась от 28 до 36 персонажей, поэтому одни и те же марионетки выступали под разными именами.

Как и во многих других странах Востока, спектакли играли по приглашению, которое могло исходить от одного лица, от группы лиц, от всей деревни. Расплачивались с актерами устроители праздника, на представление приходили все, кто пожелает. Начиналось выступление чаще всего в полночь и длилось всю ночь. При дворе было принято играть три ночи подряд. Все присутствующие сидели на земле, только хозяин праздника, пригласивший труппу, строил для себя и почетных гостей крытую ложу.

В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки - «повести о (предыдущих) рождениях «Будды)», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.

После завоевания страны англичанами вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из провинций (1824-1948). Народный театр кукол-марионеток как вид искусства стал постепенно исчезать. Его возрождение началось с 1960-х годов, когда страна встала на «бирманский путь к социализму».

Выставка открыта в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока. Религии Индии» до марта 2016 г.

www.museum.ru/N58630
Ваше мнение »»

»»Государственный музей истории религии
Адрес:город Санкт-Петербург, Почтамтская ул., д. 14
Проезд:См. здесь
Телефоны:(812) 315-3080 - адм., (812) 314-5838 - экс. бюро
сайт:gmir.ru
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: другие

важные события  x    ?  

новости от 29.03.2024  x    ?  


Шедевры Русского музея на первой мобильной планшетной выставке в Республике Беларусь

Выставка к 215-летию со дня рождения Н.В. Гоголя в Российской национальной библиотеке

Браво, Боголюбов! К 200-летию со дня рождения художника

Выставка «Праздник Благовещения» в Музее имени Андрея Рублева

Айны. Следы цивилизации. Бёзан Хирасава и Дамир Муратов

Точка зрения. К 110-летию архитектора-реставратора Алексея Ивановича Хамцова

Выставка "Дикое поле. В вечном движении" в Государственном историческом музее

Образ художника и слово писателя. Иллюстрации Б. Непомнящего к произведениям Ф.М. Достоевского

Выставка "Время жить и помнить" в Музее политической истории России

Сергей Иванович Мосин – легенда оружейной Тулы. К 175-летию выдающегося конструктора

Программа XXII Круглого стола "Музей и проблемы культурного туризма" в Государственном Эрмитаже

Марина Аргунова «Мальчишки и девчонки». Фотография

Конкурс «Наш Шолохов»

Персональная выставка Андрея Блиока в Музее современного искусства АРТМУЗА

Наследники Данилы-Мастера

Выставка «Крым – 80-летие подвига» в Музее Победы

Конференция, приуроченная к 210-летию взятия Парижа русскими войсками, в Музее артиллерии

Выставка "Весна-2024" в Большом зале Санкт-Петербургского союза художников

Художественная резиденция в Мастерской Эдуарда Штейнберга в Тарусе

«Солдаты милосердия». Выставка музея-заповедника «Сталинградская битва» в Туле

Маршруты особой важности. К 85-летию спецсвязи

Выставка "По обе стороны рампы" в Иркутском музее декабристов

Живое и Мертвое. Экологическая фантазия

Коллаж как продолжение театра

Выставка «Преемственность поколений» в Ростовском областном музее изобразительных искусств

Экзотические птицы. Пернатые обитатели зоопарков мира в кадрах фотографа Александра Авалова

Звери и птицы Ирины Маковеевой

Выставка "Однажды бабочке приснилось..." в Дарвиновском музее

Искусство и декорация как повседневность античности


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2024 Museum.ru