Выставка, открывающаяся 10 июля 2015 года, познакомит посетителей с персонажами традиционного народного театра кукол-марионеток Мьянмы (Бирмы) - «йоутэйпве».
Марионетки, представленные на выставке, изготовленные мьянмскими мастерами в XX столетии, – самые характерные образы бирманского «йоутэйпве», т.е. «представления маленьких кукол».
Это божества, и демоны, герои эпоса и легенд: слоноподобный Ганеша, Гаруда – ездовая птица бога Вишну, предводитель войска обезьян Хануман. А также принц и принцесса – главные персонажи многочисленных бирманских сказок, которые в сценах из эпоса изображают Раму и его супругу Ситу. И, конечно, буддийские монахи, которые пытаются с помощью суровой аскезы получить сверхъестественные способности, позволяющие летать, ходить по воде и т. д.
Куклам в традиции йоутэйпве приписывались особые мистические свойства - считалось, что через них с людьми разговаривают боги. Сорт дерева, из которого должна быть сделана фигурка, и время ее изготовления, определялось специально приглашенным астрологом. Марионетки имели подвижные руки, ноги и голову. Лица тщательно полировались и раскрашивались вручную, прически изготавливались из шелка или натуральных волос. Шлемы и обувь, вырезанные из дерева с особой тщательностью, покрывались сусальным золотом. Наряды марионеток в точности копировали одежды своего времени и класса. Типичное одеяние состояло из куртки и брюк, задрапированных сверху юбкой-штанами. Сверху надевали жилет и длинный передник. Узоры вышивались с исключительной тщательностью, использовались дорогие ткани, золотая и серебряная нить. Кукол делали только те, кто проходил особый ритуал посвящения. Как правило, это были сами кукловоды. Когда кукла приходила в негодность, ее не выбрасывали, а совершали церемонию похорон, вследствие чего до наших дней дошло очень немного старинных кукол-марионеток.
Театр марионеток в Мьянме называли «театром высокого помоста» («амьин табин»), потому что спектакль показывали на сцене, а не на земле. Пол устилали досками, по которым двигались актеры-люди, а за невысокой стеной, где выступали куклы, – циновками. На стену вешали экран или несколько белых платков, создававших нейтральный фон, и устанавливали декорации (изображения дворцов, пагод, пейзажей).
Бирманские кукольные труппы вели бродячий образ жизни (исключение составляли лишь придворные театры, функционировавшие до 1885 г. — года аннексии Бирмы англичанами). Кукольные труппы насчитывали обычно 12 человек: ведущий, кукловоды, певец или певица, декоратор и музыканты. В деревенских театрах обычно это были члены одной семьи. Количество кукол варьировалась от 28 до 36 персонажей, поэтому одни и те же марионетки выступали под разными именами.
Как и во многих других странах Востока, спектакли играли по приглашению, которое могло исходить от одного лица, от группы лиц, от всей деревни. Расплачивались с актерами устроители праздника, на представление приходили все, кто пожелает. Начиналось выступление чаще всего в полночь и длилось всю ночь. При дворе было принято играть три ночи подряд. Все присутствующие сидели на земле, только хозяин праздника, пригласивший труппу, строил для себя и почетных гостей крытую ложу.
В репертуар кукольной труппы входили местные легенды, буддийские джатаки - «повести о (предыдущих) рождениях «Будды)», эпические сказания и др. Перед спектаклем совершался обряд жертвоприношения риса верховным духам – натам и ритуал освящения сцены. Представление театра марионеток состояло из нескольких частей. Сначала, примерно за час до спектакля, начинал играть оркестр. Затем поднимался занавес, и певец излагал содержание предстоящего спектакля. В прологе участвовали куклы-животные: схватки между слоном и тигром, между буйволами, танцы белого коня, обезьяны, крокодила и т.д. Движения каждого персонажа сопровождала своя мелодия, по характеру которой зрители узнавали о появлении конкретной куклы. После пролога игралась пьеса с участием королей, принца, принцессы, министра, шутов и других персонажей.
После завоевания страны англичанами вся Бирма была включена в состав Британской Индии в качестве одной из провинций (1824-1948). Народный театр кукол-марионеток как вид искусства стал постепенно исчезать. Его возрождение началось с 1960-х годов, когда страна встала на «бирманский путь к социализму».
Выставка открыта в разделе постоянной экспозиции «Религии Востока. Религии Индии» до марта 2016 г.