Проект "Ассоциации" в Царском Селе
Театрализованное дефиле "Китайский каприз"
27 июня 2015 года, Александровский парк
В седьмой раз музей-заповедник "Царское Село" пригласил ведущих петербургских дизайнеров создать коллекцию для проекта "Ассоциации". Главная тема этого года - "Китайский каприз". Постановщиком проекта стал известный театральный режиссер Игорь Коняев, а сами показы впервые прошли в Александровском парке, где расположено большинство царскосельских объектов в китайском стиле.
Татьяна Парфенова, Лилия Киселенко, Елена Бадмаева, Стас Лопаткин, Янис Чамалиди с интересом погрузились в восточную тему.
- "Ассоциации" - это попытка показать, как связаны история и современность, как гармонично они взаимодействуют. Петербургские дизайнеры - участники проекта - делают это всегда эмоционально, креативно, оставляя для каждого посетителя возможность придумывать свое продолжение. Это своего рода новое художественное пространство, объединяющее два мира - музея и моды. Что касается китайщины в Царском Селе - то это благодатная тема для поэтической, творческой фантазии, потому что исторически она предполагает некую игру, иронию, причуды и затейливые интерпретации", - считает директор ГМЗ "Царское Село" Ольга Таратынова.
Завораживающим зрелищем стал показ коллекции Лилии Киселенко "Шкатулка № 36,5". Между Китайскими мостиками был сооружен отливающий черным глянцем подиум-помост. В нем отражались гладь канала, небо, деревья, лучи заката. А сами модели словно парили в воздухе. Китайский колорит придавали не только одежды черно-красных тонов, веера, но и аутентичная музыка. Как объяснила директор модного дома Лилии Киселенко Ирина Селюта, старый китаец пел песню о нелегкой женской судьбе. С одной стороны подиум освещало солнце, олицетворявшее счастливую сторону жизни. Тень темной стороны напоминало о тяжелых минутах. Но закатные лучи "зажгли" красный свет и подарили всем надежду.
Лилия Киселенко: "В Китае я никогда не была. Но восточная тема - моя любимая, в том числе восточный крой, восточная технология отделки. Моя коллекция - не этнографическая вещь. Это некая фантазия или сон. Китайская шкатулка - предмет, который манит, чарует, немного пугает: потому что непонятно - что там внутри".
Поблизости, на Крестовом мосту, Стас Лопаткин языком высокой моды говорил со зрителем о любви. Его коллекция так и называлась - "Ай (Любовь)". Дизайнер убедил в том, что у китайского и русского традиционных костюмов много общего. Фантазия на тему Китая воплотилась в том числе и в многообразии тканей и отделки. Парча, органза, шелковый шифон, кружево, мерцающие под тканью пайетки, - все свидетельствовало о неразгаданных тайнах любви, утонченной и многообразной красоте.
Стас Лопаткин: "Я сделал вывод, что все древние традиции очень похожи. Изучая китайский костюм, увидел сходство с русским костюмом. Это касается и многослойности одежды, и обилия украшений, в том числе жемчуга. И головные уборы тоже похожи. И даже музыка. Надеюсь, в этом убедятся зрители, увидев мою коллекцию".
Роскошной декорацией показа коллекции Татьяны Парфеновой "Цигун" стала Центральная аллея парка и на втором плане - фасад Екатерининского дворца. Капсульная коллекция состояла из костюмов с особым кроем, не сковывающим движения. Модели - из хлопкового трикотажа с авторскими принтами, изображающими женские и мужские фигуры во время занятий китайской практикой цигун. Студентки Академии русского балета им. А.Я. Вагановой продемонстрировали, что возможности человеческого тела безграничны. Пуанты органично сочетались с китайскими мотивами в одежде, а неожиданным и красивым дополнением этого союза стала аргентинская музыка.
Татьяна Парфенова: "Коллекция "Цигун" о движении, о необъятных возможностях человеческого тела. О безграничных трансформациях моды, о свободе дыхания, о владении чувствами, выраженными в цвете и форме. О многообразии и единстве людей".
Елена Бадмаева назвала свою коллекцию "Идол китайский". В показе на фоне Китайского театра со стороны Драконова моста по режиссерской задумке были использованы тантамарески. Модели двигались по лестнице, так что "прочтение" темы оказалось динамичным и современным.
С другой стороны Китайского театра Янис Чамалиди, вдохновленный поэтическим творчеством Ли Бо, представлял коллекцию "Невеста Ян Гуйфэй". Изучив старинные символы китайской мифологии, он создал коллекцию от кутюр, в которой каждая деталь, будь то рисунок, вышивка, цветовая палитра или украшение занимают свое место. В этой коллекции много брючных костюмов-унисекс. Роскошные шелка наслаиваются друг на друга, образуя стильные современные комплекты. Сорочки, жакеты с ложными манжетами, длинные двусторонние жилеты, свободные "шаровары", пальто, в том числе и без рукавов, делают силуэт не объемным, а, наоборот, изящным и тонким. Платья обыгрывают традиционные ципао, мятый хлопок и лен природных оттенков соседствуют с драгоценными атласами сочных цветов, украшенными пышным золотым орнаментом. Есть и характерные для Дома расшитые вручную полупрозрачные вечерние наряды в пол из многослойного шифона, муслина, органзы нежнейших пыльных, жемчужных, фарфоровых тонов китайской графики. Авторские принты, так же как и вышивки, соединяют Восток и Запад. Летят по шелку журавли, предвестники счастья и долголетия. Цветы персика сулят удачу в любви, цветы граната - многочисленное потомство, цветы сливы обещают долгую молодость и неувядающую красоту. Кожа дракона оберегает от дурного глаза и любых других напастей, как и узнаваемый камуфляжный рисунок.
Янис Чамалиди: "Тема Китая буквально захлестнула меня. Где бы я ни был, обращал внимание на китайские мотивы и детали. Моя коллекция - ода женщине, красоте. Она посвящена женщине, которая ведет активный образ жизни. Сегодня она в России, завтра в Китае, послезавтра - в Индии".
Завершением "Китайского каприза" стало общее дефиле на фоне Китайского театра.
Игорь Коняев, режиссер: "В каждом новом деле меня всегда привлекает степень сложности художественной задачи. "Ассоциации в Царском Селе" - это сложный проект, поэтому он мне интересен. Опыт работы с музеем и модой у меня первый. А вообще союз музея с музыкантами, художниками, модельерами, театральными режиссёрами, артистами всегда перспективен, т.к. музей должен быть живым пространством. В тот момент, когда темой нынешних "Ассоциаций" был объявлен стиль шинуазри?, а дословно китайщина, мы поняли, что действо должно происходить в Александровском парке. Именно в нем больше всего китайских сооружений. Китайский театр меня безумно вдохновил".
СПРАВКА
В царскосельской императорской резиденции многое связано с темой Китая. Шинуазри (от фр. chinoiserie - дословно "китайщина"). С 1720-х годов в моду вошел китайский стиль не в оригинальном варианте, а в интерпретации европейских художников, получивший название "шинуазри". Стилизация китайского искусства проявлялась во всех сферах художественной деятельности - в архитектуре, интерьере, мебели, фарфоре.
В истории создания царскосельского ансамбля интерес к искусству дальнего Востока прослеживался на всем ее протяжении - от XVIII до начала ХХ века. Для оформления интерьеров стали широко использоваться изделия китайского и японского искусства (прежде всего - из фарфора и лаков), комнаты затягивались шелками, проектировались мебельные гарнитуры, в декор которых вводились мотивы шинуазри. Несмотря на многочисленные потери времен Великой Отечественной войны, к настоящему времени воссозданы Китайская голубая гостиная, Китайская гостиная Александра I, Парадная лестница в Екатерининском дворце.
При Екатерине II - в годы всеобщего увлечения англо-китайскими садами - возник замысел создать в Царском Селе целый комплекс построек в китайском стиле, который по размаху должен был превзойти все подобные затеи в других парках мира. Среди этих павильонов и малых парковых форм, в создании которых принимали участие архитекторы Василий Неелов, Антонио Ринальди, Чарльз Камерон, - Китайский театр, Скрипучая беседка, Китайская деревня, Большой и малый капризы, китайские мостики, Крестовый и Драконов мосты.