Летом 1015 года умер великий князь Владимир Святославич, незадолго до этого крестивший Русь. Между его сыновьями развернулась ожесточённая борьба за киевский престол, в ходе которой были предательски убиты младшие сыновья князя Владимира Борис и Глеб. Борис принял мученическую кончину на реке Альте, Глеб – на реке Смядыни. Гибель их от руки подосланных старшим братом Святополком наёмных убийц была истолкована как мученическая смерть, и князья Борис и Глеб были канонизированы в 1072 г. (в крещении Роман и Давид) и стали первыми русскими святыми. День памяти святых братьев празднуется 24 июля (6 августа). Церковь видит подвиг Бориса и Глеба в кротости и смирении, с которыми они предали себя воле Божией и принесли, подобно Спасителю, «вольную жертву».
Выставка представляет первых русских святых, благоверных князей Бориса и Глеба через экспонаты из фондов Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника. Различные аспекты почитания святых представлены на примерах отражения их образов в иконописи, монументальной живописи, белокаменной резьбе, книжной миниатюре, лицевом шитье, в произведениях мелкой пластики, декоративно-прикладного искусства.
Великомученикам князьям Борису и Глебу посвящён во Владимирском крае целый ряд церковных зданий. Наиболее известен из них один из первых белокаменных храмов Владимиро-Суздальской Руси, построенный суздальским князем Юрием Долгоруким в 1152 г. в пригороде Суздаля – Кидекше – и сохранившийся до настоящего времени. Выставка знакомит с архитектурной историей здания, внешним обликом и его изменениями, особенностями и достопримечательностями архитектурного интерьера.
В г. Владимире вблизи Дмитриевского собора также располагался Борисоглебский храм. На выставке можно впервые увидеть акварель П. Розанова, созданную незадолго до разрушения храма в 1929 г., и другие экспонаты, связанные с этим храмом.
Под Муромом, в месте, где по преданию был загородный дворец муромского князя Глеба, в незапамятные времена появился храм, посвящённый первым русским святым, он положил начало Борисоглебскому монастырю, и селение стало именоваться Борисоглебским. Это был первый топоним такого типа во Владимирском крае, позднее возникли Борисоглебская пустынь недалеко от Вязников и Борисоглебские погосты во Владимирском и Покровском уездах.
В 26 селениях Владимирского края князьям Борису и Глебу были посвящены отдельные престолы, не все из них сохранились доныне. На карте Владимирской области условными значками показаны эти селения и по возможности размещены современные изображения храмов или архивные фотографии.
На основе ранних летописных и житийных произведений в середине XI века было составлено «Сказание о святых Борисе и Глебе» – самый интересный и совершенный в литературном отношении памятник из цикла произведений, посвящённых рассказу о гибели князей. Среди представленных на выставке книг обращают на себя внимание иллюстрированная Радзивилловская летопись и два факсимильных издания Сильвестровского списка XIV века «Сказания о святых Борисе и Глебе». Это один из самых известных списков популярного в Древней Руси литературного произведения, он красочно иллюстрирован, и не случайно был переиздан дважды: в 1860 г. Императорской Академией наук и издательством «Книга» в 1985 г.
О жизни, подвигах, чудесах первых русских святых рассказывают красочные столичные издания последних лет. Истории храмов, названных в честь князей Бориса и Глеба, посвящены напечатанные во Владимире более 100 лет назад «летопись Борисоглебской церкви, что при селе Кидекше Суздальского уезда Владимирской губернии» и «Историческое описание храма Св. Благ. Вел. князей Бориса и Глеба в городе Владимире».
Пластические изображения святых князей Бориса и Глеба имеются в резьбе Дмитриевского собора, а живописные – в настенной росписи Успенского собора Княгинина монастыря г. Владимира и Спасо-Преображенского собора Спасо-Евфимиева монастыря г. Суздаля.
Самые ранние иконописные изображения князей Бориса и Глеба появились также в начальный период их почитания. В основу их иконографии легли надгробные изображения святых на раках. Первые иконы, созданные при установлении почитания святых, могли достаточно точно воспроизводить их облик. Согласно раннему житийному произведению, Борис изображается молодым, обычно с небольшой тёмной бородой и усами. Облик Глеба, описание которого не сохранилось, представляли по аналогии с братом, но, учитывая разницу в возрасте, его писали совсем юным, безбородым, с длинными локонами, ниспадающими на плечи.
На выставке доминируют иконы. Всего представлено около 30 икон из коллекции Государственного Владимиро-Суздальского музея-заповедника, посвящённых первым русским святым, которых часто представляли как воинов-всадников или включали их изображения в многофигурные композиции. Широкое распространение получили иконы, где святые Борис и Глеб представлены вместе с отцом, святым равноапостольным князем Владимиром. Некоторые из икон были реставрированы именно к этой выставке и ранее не экспонировались. Впервые в увеличенных копиях показаны сцены жития святых князей Бориса и Глеба с нарядной иконы последней четверти XVII – начала XVIII в.
Современное почитание святых князей Бориса и Глеба и их отца равноапостольного князя Владимира представлено созданными в последние годы иконами и памятными медалями, жетонами и монетами, посвящёнными важнейшему государственному событию – Крещению Руси, вскоре после которого жили князья Борис и Глеб. Ранее не экспонировавшиеся монеты из драгоценных металлов завершают выставку.