Пресс-показ - 12 марта 2015 года с 17:00 до 18:30
Выставка открыта с 13 марта по 26 июля 2015 года
Крымский Вал, 10, залы 39-42
Кураторы: К.А. Светляков, Ю.В. Воротынцева
Коллекции-участники: Третьяковская галерея, Международная конфедерация союзов художников, Московский музей современного искусства, РОСИЗО, частные собрания
Экспонируемые работы: более 120 произведений: живопись, графика, анимационные фильмы
Представленные художники: Евгений Амаспюр, Сергей Базилев, Галина Баринова, Николай Белянов, Андрей Бондарев, Эрик Булатов, Олег Васильев, Иван Вепхвадзе, Айли Винт, Андрей Волков, Сергей Гета, Валентина Гилярова, Евгений Гороховский, Эдуард Гороховский, Ольга Гречина, Тамара Гудзенко, Пранас Грюшис, Казимерас Жоромскис, Андо Кесккюла, Георгий Кичигин, Галым Маданов, Никита Мешков, Ада Никольская, Сергей Овсепян, Сергей Оссовский, Михаил Омбыш-Кузнецов, Александр Петров, Анатолий Петров, Елена Романова, Виктор Рыжих, Людмила Савостикова, Тиберий Сильваши, Рейн Таммик, Алексей Тегин, Ерболат Тулепбаев, Семён Файбисович, Анатолий Фоменко, Иван Чуйков, Сергей Шаблавин, Сергей Шерстюк, Яан Элькен.
Благодаря новому проекту Третьяковской галереи современный зритель, более 20 лет живущий в пространстве "второй", виртуальной реальности, познакомится с периодом, когда она только зарождалась. Выставка, посвященная советскому гиперреализму, впервые представляет во всем многообразии отечественный вариант интернационального стиля конца 1960-х - начала 1990-х годов.
Гиперреализм, фотореализм, острофокусный реализм - всё это названия международного художественного течения, формировавшегося одновременно в США, Европе и СССР. Можно сказать, что в контексте событий 1970-1980-х оно утвердилось как стиль холодной войны, поскольку, хотя она и началась гораздо раньше, "шестидесятники" переживали и залечивали травмы Второй мировой.
Острый, актуальный и модный стиль объединил самых ярких художников своего времени. В начале 1970-х ведущими проводниками гиперреализма в СССР были эстонские живописцы, искусство которых не зависело от деления на "официальное" и "неофициальное". В дальнейшем центры нового течения появились в нескольких союзных республиках.
Художники-гиперреалисты разрушали традиционную оппозицию реальности и иллюзии. Применяя фотопроекцию и работая со слайдами, они сверхнатуралистически воспроизводили объект, в результате чего произведение становилось как бы сфотографированным изображением или изображенной фотографией. Гиперреализм создает нечто существующее над реализмом, представляет статичную оболочку действительности, как в сюрреализме.
В советской традиции гиперреализма темой картин зачастую становились заведомо "скучные", бытовые мотивы. Благодаря отстраненности в фиксировании предметов художники достигают "сверхобъективности" изображения, а искусство перестает давать оценку той реальности, которую создает.
В экспозиции сформировано сложное пространство без прямых углов, его цель - обострить отношения между картиной и зрителем. Шесть разделов охватывают основные проблемные поля стиля: "Реальность - абстракция", "Холодная война", "Город", "Мастерская", "Вторая природа", "Я и другие". Картины дополнены образцами "слайд-культуры" (слайды - исходники для живописных произведений, слайд-фильмы); мультипликационными фильмами, в эстетике которых сплавлены гиперреализм и поп-арт; фотографическими опытами художников