Совместный проект Исторического музея и Союза фотохудожников России
Государственный исторический музей и Союз фотохудожников России провели конкурс «Образ русской усадьбы» в рамках проекта по исследованию фотографического усадебного наследия. На конкурс было представлено более 500 работ, выполненных в 1987–2014 гг., запечатлевших многие усадьбы центральной России. Победители конкурса, лучшие фотографические работы представлены на выставке.
Русская усадьба была основой дворянской жизни, экономики и культуры Российской империи. Как яркое выражение национального гения и место соприкосновения элитарной и народной культур она воплощала Россию, ее гармоничную идеальную ипостась. Исчезнувшая атлантида русской усадьбы оставила множество документальных и художественных свидетельств. Фотографические образы свидетельствуют об этом явлении русского мира зримо, многогранно, полно. Русская усадьба – излюбленная тема многих поколений фотографов, различных творческих задач и профессионального мастерства. Одни авторы видели свою задачу в документальной фиксации архитектурных и ландшафтных объектов, другие рассматривали съемку как приятное занятие в часы досуга, третьи стремились к созданию средствами светописи произведений искусства.
В 1920–1930-е годы, когда культурные традиции дореволюционной России оказались чуждыми новой власти, эта тема приобрела особый драматический смысл. В планы крупнейшего творческого союза Русского фотографического общества входило проведение в конце 1920-х гг. выставки «Русская усадьба в фотографии», организацию которой взял на себя известный фотограф Ю.П. Еремин. Усадебным сюжетом были увлечены выдающиеся мастера светопись Н.И. Свищов, А.Д. Гринберг, П.В. Клепиков. Они стремились, прежде всего, к созданию нового образа усадьбы, воплощавшего уже не прекрасное «уходящее» Серебряного века, а именно «былое», безвозвратно утраченное, погибающее прошлое. Выставка не состоялась. Фотографов обвинили в том, что «старое» им «милее, чем новое», критики отмечали социальную чуждость усадебной темы новому строю и старомодность подобных сюжетов. 1920–1930-е гг. стали последним значимым периодом в развитии усадебной темы в художественной светописи. Исчезновение советской фотографии. Последующие десятилетия эта тема оставалась достоянием документально-фиксирующего и любительского направлений.
Русское фотографическое общество в определенной степени явилось прообразом, созданного в 1991 г. Союза фотохудожников России. Проведение конкурса «Образ русской усадьбы» задумывалось для поддержки и актуализации важной темы сохранения национального наследия и продолжения фотографических традиций. Итоги показали, что именно создание образа усадьбы стало для участников конкурса главным, как когда-то для членов Русского фотографического общества. Фотографы, используя разнообразные средства съемки, выразили собственный взгляд на это значимое явление отечественной истории и культуры. В целом комплекс конкурсных работ представляет собой «моментальный снимок» современного состояния усадьбы: иногда - музеефицированных, чаще - разрушающихся или практически утраченных.
Слова председателя Общества изучения русской усадьбы А.Н. Греча, написанные в 1932 г., актуальны и в настоящее время:: «В десять лет создан грандиозный некрополь. В нем – культура двух столетий. Здесь погребены памятники искусства и быта, мысли и образы, вдохновляющие русскую поэзию, литературу и музыку, общественную мысль». Немалую лепту в дело сохранения исторической памяти внесли русские фотографы. Когда-то Ю.П. Еремин объяснял своим оппонентам: «Мне показалось необходимым и увлекательным снять архитектуру старой усадьбы, я считал важным сохранить эти документы прошлого для нашего настоящего». Работы участников конкурса продемонстрировали, что интерес к этой важной теме существует, и надеемся, не будет исчерпан.
Место проведения выставки: Главное здание Исторического музея. Воскресенские ворота