22 февраля 2015 года в Музее истории города Ярославля состоялась очередная встреча в рамках просветительского проекта «Путешествие в страну Культуры». Организаторами этого проекта являются музей и Ярославское Рериховское общество «Орион». Встреча «…Жить в сфере добра» посвящалась творческой судьбе и произведениям академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва. Встречу провели Л.В. Янковская, С.В.Скородумов, Р.Соболева.
«Человек должен жить в сфере добра – был убежден Дмитрий Лихачёв. - Эта сфера добра в значительной степени создается им самим. Она создается из его добрых дел, добрых чувств, добрых воздействий на окружающую среду, памяти на добро…»
Дмитрий Сергеевич Лихачев прожил большую жизнь (1906 -1999 г.г.), лишь около двух месяцев не дожив до 93-х лет. Он стал современником XX века, наполненного множеством великих и малых событий. А 2006 год в России был объявлен Годом Лихачева.
Ещё в студенческие годы Дмитрий Лихачев начал заниматься исследованием памятников древнерусской литературы. О его первой научной работе, написанной в шутку в «космической академии» – студенческом кружке, и о том, как вся эта «академия» оказалась в лагерях, рассказывает сам ученый в фильмах «Я вспоминаю…» и «Один в поле – воин», которые увидели участники встречи в Музее истории города Ярославля.
«Сфера добра большая, – утверждал Лихачев. - Она прочная, хотя и труднее достигается, чем формируется сфера зла. Сфера добра ближе к вечности». И действительно, в какой бы трудной, даже трагической ситуации ни оказывался Дмитрий Сергеевич, был ли то Соловецкий лагерь или иное жизненное испытание, он никогда «не пускал лагерь к себе в душу». Он не шел на компромисс с собственными убеждениями и отказался подписать осуждающее Солженицына письмо «учёных и деятелей культуры». Д.С. Лихачев также выступил против исключения Сахарова из Академии наук СССР, в полной мере испытав на себе драматические последствия подобного противостояния власти.
Встреча в Музее истории города всколыхнула тот искренний интерес слушателей к судьбе выдающегося современника, что незаметно отодвигается вглубь памяти, подчиняясь ежедневным впечатлениям. Ведь непростая его судьба сделала Дмитрия Сергеевича для нас, россиян, высоким нравственным ориентиром. Писатель Даниил Гранин подчеркивал, что «грубость и грязь жизни не ожесточили Лихачева и, похоже, делали его мягче и отзывчивее». Твердость характера сочеталась в Лихачеве с удивительным миролюбием, а суровые условия лагерной жизни научили его дорожить каждым прожитым днем, особенно ценя взаимопомощь и простую доброту.
Доктор наук, профессор, член Союза писателей, член-корреспондент Академии наук, в 1955 году он начинает борьбу за сохранение исторических памятников, а вокруг него формируется влиятельный круг специалистов и энтузиастов–защитников старины. Уверенно и точно зарисовывает Лихачёв силуэты старинных башен и храмов, сближаясь в этом с трудами выдающегося художника Николая Рериха, запечатлевшего на своих картинах старинную архитектуру России – бесценное сокровище нации. За труды, посвященные древнерусскому летописанию и в целом — литературе и культуре Древней Руси, Дмитрий Сергеевич получает и народную, и международную известность. А в 1969-году к Д.С.Лихачеву приходит и «государственное» признание: его книга «Поэтика древнерусской литературы»(1967) была удостоена Государственной премии СССР.
Еще при жизни Д.С.Лихачев активно включился в борьбу за сохранение лучшего, созданного в сфере русской культуры, стал основателем Российского Фонда культуры и главным редактором журнала «наше наследие». Его Декларация прав культуры характеризует культурное развитие и культурную солидарность народов как «залог толерантности, взаимопонимания и демократии, условие предотвращения войн и насилия». Надо ли говорить об актуальности этих мыслей! Не случайно академик Дмитрий Лихачёв стал активным приверженцем деятельности Международного Центра Рерихов в защиту культуры России и одним из первых вошел в состав исполнительного комитета Международной Лиги защиты культуры (1996 г.)
Д.С. Лихачев высоко оценивал деятельность всемирно известного художника, мыслителя, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха, и в частности, Пакт Рериха – международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников, подписанный в 1935 году. Лихачев предлагал «для восстановления исторической справедливости и в знак признательности к нашему великому соотечественнику Н.К. Рериху» использовать Знамя Мира в качестве отличительного знака на объектах культурного наследия (Письмо Д.С. Лихачева от 9 декабря 1998 года участникам круглого стола «Конституция России и права культуры», проводимого Государственной думой и Международной Лигой Защиты Культуры). Примечательно, что в 2009 году во исполнение завета Д.С. Лихачева Знамя Мира, предложенное Н.К. Рерихом, было поднято над Музеем истории города Ярославля.
На 100-летие Лихачёва, в 2006 году президент Владимир Путин, с глубоким чувством говорил так: «Знаменательно, что наш разговор освящён наследием и самой личностью Дмитрия Сергеевича Лихачёва, считавшего культуру главным смыслом и глобальной ценностью человеческой жизни…»
Дмитрий Лихачев всегда верил в животворящую силу добра, верил, даже в то время, когда окружающая его действительность говорила об обратном: «Есть свет и тьма, есть благородство и низость, есть чистота и грязь: до первых надо дорасти, а до вторых стоит ли опускаться? Выбирай достойное, а не легкое» (из «Писем о добром и прекрасном»).