С 27 ФЕВРАЛЯ ПО 27 АПРЕЛЯ В МУЗЕЕ ЭРАРТА БУДЕТ ПРОХОДИТЬ ВЫСТАВКА ЖИВОПИСИ ОСКАРА РАБИНА.
Оскар Рабин (р. 1928) — лидер российского нонконформизма, организатор знаменитой «Бульдозерной выставки» и один из основателей Лианозовской группы неофициальных художников и поэтов, с 1958 по 1965 годы собиравшихся в его доме-бараке в подмосковном поселке Лианозово. Стоявший у истоков формирования нового, независимого искусства автор оказался неугодным советской власти и поэтому в конце семидесятых был вынужден эмигрировать во Францию. В произведениях Оскара Рабина суровая реальность, явленная угловатыми формами и мрачным цветом, сопряжена с мотивами глубокого личного переживания. Художник всегда изображал то, что видел: очертания невзрачных домов, натюрморты с бытовыми предметами — рыба, газеты, бутылки. Из этого субъективного видения сложилась авторская иконография целой эпохи.
Как символы того времени, работы художника теперь составляют часть крупнейших музейных собраний и частных коллекций российского поставангардного искусства. Выставки Оскара Рабина проходили в Русском музее, ГМИИ им. Пушкина, Третьяковской галерее, Мультимедиа Арт Музее.
В отличие от других выставок Оскара Рабина, проходивших недавно в России, проект в музее Эрарта будет представлять только новые работы художника, созданные им за последние десять лет. Таким образом, экспозиция создаст более живой диалог между легендарным автором и современной публикой.
Во Франции Оскар Рабин не отказался от традиционных для него сюжетов. Художник изображает свою собственную жизнь посредством воспоминаний о подмосковных пейзажах и через концептуальные ассамбляжи с интерьером его барака в Лианозове. Органично сюда вписываются теперь композиции с видами Парижа и предметами его нового быта с уже французскими газетами, сыром и вином. Новые произведения Рабина все так же эмоциональны и трагичны. Он изображает как недосягаемость окружающей его реальности, даже по прошествии более чем тридцати лет жизни во Франции кажущейся ему чужой, так и память о прошлом, к которому ему не вернуться. И хотя художественная форма искусства Рабина не меняется, он все же продолжает искать новое средство высказывания. Таким средством для него стал цвет, который в последних работах автора приобрел особую драматичность. Этот новый цвет в своем ярком, фиолетово-лиловом звучании — кульминационный знак, пламенная вспышка, предвещающая цивилизационный закат и вместе с тем начало новой, еще не понятной ни самому автору, ни зрителю эпохи.
Помимо живописных работ, на выставке будут представлены документальные фильмы о жизни и творчестве Оскара Рабина. В том числе впервые будет показана новая работа Александра Гутмана «Селедка и вдова Клико», посвященная теме конфликта художника с обществом. Автор показывает зрителю, как искусство Рабина ломает восприятие массовой культуры.
Елизавета Шагина, куратор выставки