25 января 2015 года в Музее истории города Ярославля была представлена программа «Ярославские истоки Пакта Рериха». Встречу подготовили Сергей Скородумов, председатель Ярославского Рериховкого общества, член Международной Ассоциации писателей и публицистов, и Лидия Янковская, член союза композиторов России. Мероприятие прошло в рамках совместного проекта Музея и Ярославского Рериховского общества «Путешествие в страну Культуры».
В 1903 году Николай Константинович вместе с женой Еленой Ивановной отправился в большое путешествие по России. «Поездкой по старине» назвал его художник. Они посетили около 40 старинных русских городов. Первым городом на их маршруте стал Ярославль. Во время путешествия Н.К. Рерихом была написана целая художественно-архитектурная серия – более 90 этюдов, запечатлевших облик памятников древнерусского зодчества. Искусствовед Сергей Эрнст именовал эту серию картин «Пантеоном былой русской славы». Восхищенный увиденным, Рерих обратился к обществу с призывом «узнать и полюбить Русь». На своих полотнах художник изобразил прекрасные храмы Ярославля, Ростова, Углича. Это картины - «Ростов Великий», «Воскресенский монастырь в Угличе», «Церковь Святого Власия», «Церковь на Ишне» и другие.
В прекрасном и глубоком образе выявил Рерих сущность Руси: «Точно неотпитая чаша стоит Русь. Неотпитая чаша – полный, целебный родник. Среди обычного луга притаилась сказка. Самоцветами горит подземная сила. Русь верит и ждет».
Восхищение художника шедеврами древнерусского искусства сочеталось с чувством тревоги за их судьбу. Две свои статьи «Церковь Ильи Пророка в Ярославле» и «Тихие погромы» Николай Константинович посвящает Ярославским храмам. Работа «Тихие погромы» рассказывает о неумелой реставрации храма Иоанна Предтечи в Толчкове, когда были испорчены прекрасные старинные фрески. Николай Константинович пишет: «По всей России идет тихий мучительный погром всего, что было красиво, благородно, культурно…Печально, когда умирает старина. Но еще страшнее, когда старина остается обезображенной, фальшивой, поддельной…».
Некоторые храмы, изображенные на полотнах Мастера, к настоящему времени не сохранились (например, церковь Святого Власия в Ярославле), и мы можем любоваться ими только на его картинах. Неслучайно художник призывал: «Спешите, товарищи, зарисовать, снять, описать красоту нашей старины. Незаметно близится конец ее. Запечатлейте чудесные обломки для будущих зданий жизни».
Именно путешествие Н.К.Рериха по Руси послужило началом борьбы художника за охранение памятников старины, которая завершилась принятием в 1935 году Пакта Рериха – первого международного документа по защите культурных ценностей человечества.
15 апреля 1935 года в Вашингтоне был подписан первый в истории планеты международный Договор об охране художественных и научных учреждений и исторических памятников – Пакт Рериха.
В качестве охранного символа объектов культуры было предложено Знамя Мира, которое называют Красным Крестом Культуры. Знамя Мира представляет собой белое полотнище с амарантовой окружностью и вписанными в нее тремя сферами. Этот знак символизирует культурное единство прошлого, настоящего и будущего в круге Вечности. Впервые идея Знамени Мира возникла у Н.К.Рериха как глубокое впечатление от иконы Андрея Рублева «Святая Живоначальная Троица». Впоследствии художник, изучая культуру многих стран, обнаружил знак троичности на памятниках различных эпох и регионов Земли. Таким образом, был найден универсальный символ, на основе которого Н.К.Рерих и разработал знак Знамени Мира.
Художник посвятил теме защиты культуры, Пакту и Знамени Мира целый ряд своих картин: «Pax cultura»» (1931 г.), «София Премудрость» (1932 г.), «Мадонна Орифламма» (1932 г.), «Sancta Protectrix» (Святая Защитница) (1933 г.) и многие другие.
Инициативу Н.К.Рериха поддержали многие деятели культуры и науки: Р.Роллан, Б.Шоу, Р.Тагор, Т.Манн, А.Эйнштейн, Г.Уэллс и др. Знамя Мира побыло в Космосе, на полюсах и высочайших горных вершинах Земли.
В 2009 году по решению международного научного росийско-индийского форума Знамя Мира было поднято над Музеем истории города Ярославля как «символ непреходящей российско-индийской дружбы и утверждения ведущей и объединяющей роли культуры в развитии диалога цивилизаций Востока и Запада».
Пакт Рериха имеет огромное духовное значение. Все памятники культуры, где бы они не находились, а также выдающиеся произведения искусства, какому бы народу не принадлежали, являются универсальной ценностью человеческой цивилизации. Кроме того, безусловной ценностью для будущего обладают научные и образовательные центры, творчество наших талантливых современников – поэтов, художников, писателей. Развивая миротворческие идеи Пакта Рериха, можно создать условия для движения в будущее, когда разные народы смогут понять друг друга и объединиться в мирном сотрудничестве.
Характеризуя Пакт Рериха, летчик-космонавт А.А.Леонов отметил: «Если мы поднимаем культуру и духовность, то это поможет нам укрепить экономику, сделать нравственной политику и прекратить военные конфликты. В этом и заключается современное значение Пакта Рериха. Чем больше времени проходит, тем большую актуальность для планеты он обретает…».
В апреле 2012 года в штаб-квартире ЮНЕСКО в Париже открылся выставочный проект «Пакт Рериха. История и современность». В настоящее время он проходит в странах Латинской Америки и в России. В 2015 году планируется проведение этого проекта в Ярославской области.
В заключение мероприятия посетители Музея истории города Ярославля с интересом посмотрели запись доклада «Метаисторические истоки Пакта Рериха» Генерального директора Музея имени Н.К. Рериха, Заслуженного деятеля искусств РФ, академика Л.В. Шапошниковой.
См. видео: http://youtu.be/h5jfSS61qbw