Проект «Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод», см.
http://www.museum.ru/N56390. Это мультимедийная инсталляция музыканта и художника Святослава Пономарева, в которой задействовано шесть проекций и звук, создающие эффект присутствия зрителя в исчезнувших навсегда цехах завода ЗИЛ.
Работа погружает зрителя в рассыпающуюся на глазах величественную индустриальную эпоху, постулируя полную смену мировоззренческих парадигм. «Смерть создала время, чтобы вырастить то, что потом убьет».
Автор воссоздает в галерейных залах атмосферу пришедшего в упадок завода ЗИЛ; ? зону оставленного и разрушаемого в настоящий момент колоссального производства, прежде обеспечивающего работой десятки тысяч человек. В нем не осталось ничего ? это остановившееся у точки абсолютного нуля движение, покрытое толстым слоем «лунной» пыли.
Утрата объектом своих основных функций всегда наблюдается на гребне глобальных перемен. Качественные перемены несут за собой разрушение ? упадок одного необходим для прорастания нового. Завод разрушается поколением людей уже другой идеологемы, других принципов существования. Руинизация старых смыслов закономерно фиксируется и эстетизируется художниками новой эпохи.
«Я полюбил их (руины) всей душой. Знаете, как говорят о такой любви в Детройте? Ее называют "руинным порно". Европейцы специально приезжают в Детройт любоваться руинами и получают от этого зрелища наслаждение, сопоставимое с сексуальным. Но детройтцы говорят об этом без негативной оценки, просто констатируют факт. И меня тоже привлекает зрелище чего-то ушедшего в прошлое, но оставившего след в настоящем. Такие виды можно, впрочем, найти повсюду. Весь Рим состоит из них». (Джим Джармуш).
В проекте «Руины будущего» Пономарев ведет воображаемый диалог со знаменитым итальянским археологом,архитектором и художником-графиком XVIII века Джованни Баттиста Пиранези. В первую очередь, вторя его интересу к эстетике разрушения.«В классическом мире Пиранези не столько привлекало величие созидания, сколько величие разрушения. Его воображение было поражено не так делами рук человеческих, как прикосновением к ним руки времени» (П. Муратов «Образы Италии»).
Пономарев напрямую использует образы заката великой империи: проекции гравюр разрушенного Рима дублируются зловещими остатками стен, крыш и колонн не так давно работающего завода. Сквозь фотографии проступают лики и тексты безвозвратно ушедшей эпохи, чертежи автомобильных «шедевров» советского прошлого.
«Человеческий род стоит перед альтернативой: либо окончательно стать рабами машин и послушными големами системы, либо бороться за свою свободу, за свою жизнь, за своё будущее… final battle, в которой, по сути, может быть только два исхода: либо мы их, либо они нас. (Тед Качинский. «Индустриальное общество и его будущее»).
Звуковая среда проекта состоит из отдельных фрагментов человеческих голосов, индустриальных и бытовых шумов, музыкальных осколков в транслируемом видео статических изображений завода.
Проект «Руины будущего» это специальное событие в рамках большой выставки «PROзавод», открывающейся в Центре фотографии имени братьев Люмьер 15 января 2015 года. В рамках проекта планируется перформанс Святослава Пономарева. (www.purba.ru)