Всероссийское музейное объединение «Государственная Третьяковская галерея»
Самарский областной художественный музей
Башкирский государственный художественный музей им. М. Нестерова»
Год назад Самарский художественный музей выступил с инициативой проведения первой в истории Самарской губернии выставки Ильи Репина в честь 170-летия со дня рождения художника в 2014 году. При поддержке министерства культуры Самарской области эта уникальная выставка стала возможной. Мы рады представить ее нашим зрителям в течение трех месяцев, с сентября по декабрь.
Художественная эволюция Репина как автора совпала с яркой эпохой рубежа XIX-ХХ веков. Её свидетелем – заинтересованным, причастным, деятельным, был художник, запечатлевший ключевые типажи своего времени. «Я не могу заниматься непосредственным творчеством, делать из своих картин ковры, ласкающие глаз... Всеми своими ничтожными силенками я стремлюсь олицетворять мои идеи в правде; окружающая жизнь меня слишком волнует, не дает покоя, сама просится на холст» - писал он.
Фигура Репина – мощная константа русской культуры, объединяющая вокруг себя классику и современность. Также и музей, как место встречи Прошлого и Настоящего, объединяет не только времена, но и пространства. Выставка принципиально ориентирована на межмузейную коммуникацию, сотрудничество столичных и региональных музеев.
Основной партнер выставки – Государственная Третьяковская галерея, предоставившая полтора десятка работ мастера, преимущественно раннего и среднего периодов его творчества (охват – с 1870 по 1909 годы). В их числе ряд хрестоматийных полотен - «Бурлаки, идущие вброд», «Портрет Афанасия Фета», ««Самосожжение» Гоголя», а также наброски к «Бурлакам на Волге», портреты и т.д. Особенно примечательна работа «Бурлаки, идущие вброд», которая, в отличие от канонического полотна «Бурлаки на Волге», предлагает иное композиционное решение. Персонажи здесь идут прямо на зрителя и сильно схожи с барельефом. Герои изображены не в ярких и контрастных, а наоборот, в сдержанных, серых оттенках, что объединяет их с природой. Больший акцент на пейзаже – ключевая характеристика этой картины. Волжский ландшафт, дополненный парусной лодкой, придает произведению эпическое звучание.
Репин – один из величайших в мировом искусстве мастеров портретной живописи. Он создал такую огромную и по количеству и по качеству портретную галерею своих современников, что едва ли можно сравнить с ним кого-либо из крупнейших художников мира. Репинская портретная галерея замечательна не только и не столько отображением определенных исторических лиц, но, и это самое главное, - является отражением жизни его времени. В.В.Стасов говорил, что Репин-портретист отличается от всех других мастеров портрета тем, что «с дерзостью смелого починателя попробовал в некоторых своих портретах то, чего никогда никто и нигде, кажется, еще не пробовал: это изобразить творческую и работающую, внутри головы, мысль великого человека». Таковы вошедшие в экспозицию «Портрет Василия Кирилловича Сютаева» (1882), «Портрет поэта Афанасия Афанасиевича Фета» (1882), «Портрет композитора П.И.Бларамберга» (1884) – все из коллекции Третьяковской галереи.
Также участвует в проекте Башкирский государственный художественный музей им. М.В.Нестерова, предоставивший портретный этюд к хрестоматийной картине «Не ждали» (1884). Не менее важной частью экспозиции стали поздние произведения И.Е. Репина из коллекции Самарского художественного музея. В их числе крупные работы «Король Альберт» и «Портрет композитора Рубинштейна», также относящиеся к классике зрелого Репина.
Наконец, репинскую часть выставки «обрамляют» принадлежащие СОХМ произведения художников, называвших себя учениками и последователями Репина. Это прежде всего работы Валентина Серова, Бориса Кустодиева, Игоря Грабаря, Николая Фешина.