НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина

c 29 мая по 9 ноября 2014Москва
Серов В.А. Портрет Г.Л. Гиршман. 1906. Бумага на картоне, акварель, белила
Суриков В.И. Боярыня Морозова. 885. Бумага, акварель, графитный карандаш. Фрагмент
Государственная Третьяковская галерея

Рождение шедевра: эскиз, этюд, картина

В рамках программы "Третьяковская галерея открывает свои запасники"

Пресс-показ состоится 29 мая в 16.00

Вернисаж - 29 мая в 18.00

Выставка открыта с 30 мая по 9 ноября 2014 года

Лаврушинский переулок, 10, залы 49-54

Выставка из фондов графики XVIII - начала XX века позволяет зрителю рассмотреть в исторической перспективе процессы, которые происходили в творчестве различных поколений художников на пути от рождения замысла до его воплощения на полотне. В экспозиции можно проследить этапы становления идей прославленных картин, в числе которых "Последний день Помпеи" К.П. Брюллова, "Боярыня Морозова" В.И. Сурикова, "Демон поверженный" М.А. Врубеля, "Похищение Европы" В.А. Серова. Около 200 эскизов, этюдов и набросков раскрывают особенности работы отдельных мастеров и богатство их индивидуальностей.

Своеобразным эпиграфом выставки является корпус подготовительных рисунков к полотну А.А. Иванова "Явление Христа народу (Явление Мессии)" (1837-1857, ГТГ). Этапы работы над монументальным живописным произведением демонстрируют размах творческой деятельности художника, "целая жизнь" которого "была употреблена на созерцание, обдумывание, изучение своего предмета" (А.И. Герцен).

Из представленных на выставке произведений первой половины XIX века особое внимание привлекают шедевры композиционного академического рисунка - эскизы к картинам крупнейших мастеров своего времени К.П. Брюллова и Ф.А. Бруни, связанные с созданием знаменитых живописных полотен "Последний день Помпеи" (1830-1833, ГРМ) и "Медный змий" (1841, ГРМ).

Во второй половине XIX века станковая картина стала доминировать над всеми видами изобразительного искусства, а в графике особую роль приобрел подготовительный эскиз. Новое поколение художников решало в эскизах принципиально важную творческую задачу - "сочинение" такой четкой и лаконичной композиции, в которой ясно был бы обозначен сюжетный стержень картины. Многие из этих листов по степени завершенности, мастерству исполнения и художественной выразительности не уступают своим живописным аналогам.

Мастера исторических композиций использовали все разнообразие типов подготовительной графики. На выставке представлены образцы беглых набросков (И.Е. Репин. "Иван Грозный", 1882), упрощенных композиционных схем (В.И. Суриков. "Меншиков в Берёзове", 1883), виртуозно исполненных рисунков (В.Д. Поленов. "Христос и грешница", 1888), экспрессивные фантазии (Н.Н. Ге. "Суд синедриона", 1892), листы-вариации известных картин (И.Н. Крамской. "Неутешное горе", 1870 - начало1880-х).

Значительную роль в истории пейзажной живописи сыграло увлечение художников-передвижников этнографическими мотивами. Так, из серии документально точных натурных зарисовок, почти научных карандашных "штудий", исполненных В.В. Верещагиным во время второго путешествия по Туркестану (1869-1970), родился живописный этюд "Развалины театра в Чугучаке" (1869-1870, ГТГ). Красочные, залитые светом акварели, привезенные из египетских путешествий, подсказали К.Е. Маковскому тему картины "Перенесение священного ковра в Каире" (1876, ГРМ).

Специальный раздел выставки посвящен знаменитым этюдам, которые стали такой же важной частью истории русского искусства, как и произведения, к которым они были созданы. Это "Голова Христа" Н.Н. Ге для картины "Голгофа" (1893, ГТГ), работы М.А. Врубеля - акварель "Роза" к "Портрету Н.И. Забелы-Врубель на фоне березок" (1905, ГРМ) и рисунки углем: "Платье" к пастели "После концерта" (1905, ГТГ), "Голова пророка" к композиции "Видение пророка Иезекииля" (1906, ГРМ). "Жемчужиной первой величины" справедливо считают этюд старшей дочери А.Д. Меншикова к картине В.И. Сурикова "Меншиков в Берёзове" (1883, ГТГ). Все они отличаются художественным совершенством, мастерством исполнения и, перерастая рамки этюда, превращаются в совершенно самостоятельные произведения.

На рубеже XIX-XX веков переосмыслялась роль этюда и эскиза, размывались границы между ними. Примером соединения специфики этюда и эскиза можно назвать акварель В.А. Серова "Портрет Г.Л. Гиршман" к ее живописному портрету (1907, ГТГ) и карандашный "Автопортрет" М.А. Врубеля, созданный в процессе работы над акварельным "Автопортретом" (1905, ГРМ). Рисунок углем М.А. Врубеля "Раковина" весьма условно может быть назван этюдом к знаменитой "Жемчужине" (1904, ГТГ). Он лишь часть цикла натурных рисунков, итогом которого является эта знаменитая композиция. Возникновение жемчужины Врубель воссоздает как процесс рождения формы - от фрагмента к целому, от пустоты чистого листа к "перлу" - шедевру. Этюд В.Э. Борисова-Мусатова "Осень" (1904-1905) - натурное впечатление, лежащее в основе сразу нескольких его произведений - "Куст орешника", "Осень" (оба - 1905, ГТГ). Интереснейшие комплексы представляют собой материалы, связанные с созданием картин "Демон поверженный" (1902, ГТГ) М.А. Врубеля и "Реквием" (1905, ГТГ) В.Э. Борисова-Мусатова. Своеобразие художественной системы каждого из них определяет уникальность творческого метода и практики подготовительной работы художников.

Уже в 1870-1880-х годах, когда эскизы и этюды стали экспонироваться на выставках, они начали привлекать внимание коллекционеров. Значение этих видов графики понимал и П.М. Третьяков. Отдавая приоритет в собирательстве живописи, он, однако, ценил рисунок как неотъемлемую часть художественного процесса. Третьяков считал своим долгом собирать и сохранять свидетельства творческих поисков живописцев. Эта традиция продолжается и в настоящее время при формировании коллекции Третьяковской галереи.

www.museum.ru/N53878
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 23.09.2019  x    ?  


Зорикто Доржиев. Степная история

Праздничные мероприятия ко дню рождения императора Павла I в Гатчине

80-я выставка Товарищества передвижных художественных выставок. XXI век в Тамбове

В Государственном комплексе "Дворец конгрессов" экспонируются работы К.С. Петрова-Водкина

«Сергей Параджанов в фотографиях» в Русском музее фотографии

41-е Международные научные чтения "Н.Г.Чернышевский и его эпоха" в Саратове

Импрессионизм и испанское искусство

Выставка итальянского современного искусства в Геологическом музее им. В.И. Вернадского

Пушкинский музей открывает новое пространство для молодежи

Выставка Екатерины Муромцевой «То, что бывает с другими»

Усадебный альбом. Мария Поленова. Василий Тропинин

Выставка «Цвет. 90 шедевров из музеев Подмосковья» в Музейно-выставочном комплексе «Новый Иерусалим»

Памяти большого художника. Владимир Старов

Выставка "Привет, это я!" в Новом выставочном зале Музея городской скульптуры

II Всероссийский конкурс «Корпоративный музей» пройдет в пространстве Завода Шпагина в Перми

Выставка произведений Шалвы Бедоева и Олега Басаева

639 годовщину Куликовской битвы отпразднуют на Куликовом поле

Выставка «Небо - призвание сильных» в Саратовском областном музее краеведения

Сергей Зарва. Склеп Князя Таврического

Бахрушинский музей представляет выставку "Ожившие плакаты" в Даниловской художественной галерее

В Музеях Московского Кремля открывается новый лекционный сезон

Третьяковская галерея открывет выставку «Гиперреализм. Когда реальность становится иллюзией» в Самаре

В Москве на ВДНХ проходит крупнейший фестиваль дикой природы "Золотая Черепаха"

Выставка «Наградное и подарочное оружие» в Саратовском областном музее краеведения

Объявлена программа фестиваля «Декабрьские вечера Святослава Рихтера 2019»

Красс Клемент. Незримое пространство

Модель Вселенной эпохи Ренессанса. Астрономические часы XVI века из собрания Государственного Эрмитажа

Выставка «Учебный рисунок. Мастерская монументальной живописи Александра Быстрова»

"Без лести предан". К 250-летию со дня рождения графа А.А. Аракчеева

Выставка «Текстильные сокровища в костелах Литвы» в Музее истории религии


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2019 Museum.ru