НОВОСТИ МУЗЕЕВ:   афиши музеев и городов     выставки, концерты     журнал: подписка и архив     письмо в редакцию    ? 

Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков

c 17 апреля по 24 июля 2014Москва
Ш.М.-А. Шалль. Архитектурная фантазия. Третья четверть XVIII века. Бумага, перо, кисть коричневым тоном, карандаш. 37,8 х 57. Фонд Сергея Чобана, Берлин
А.Н.Бенуа. Венецианский праздник XVI в. Эскиз декорации к инсценировке музыки К.Дебюсси ''Fetes Veniciennes''. 1912. Бумага на холсте, темпера, графитный карандаш. 65,7 x 102. Третьяковская галерея
Государственная Третьяковская галерея

Фонд Сергея Чобана. Музей архитектурного рисунка. Берлин

Только Италия! Архитектурная графика XVIII-XXI веков

Пресс-конференция состоится 17 апреля в 17.00

Инженерный корпус, Лаврушинский переулок, 12

Выставка открыта с 18 апреля по 24 июля 2014 года

Архитектурный рисунок возник в Италии благодаря восторгу художников и архитекторов разных стран перед пластической выразительностью, мощью и совершенством форм местной архитектуры. В задачи этого вида графики входит изображение зданий и их деталей, передача взаимоотношений архитектурных объемов и пространства. Выставка, включающая рисунки и акварели из Третьяковской галереи, Фонда Сергея Чобана (Берлин), работы из московских частных коллекций и произведения современных архитекторов из их личных собраний, посвящена итальянскому зодчеству, увиденному глазами архитекторов и художников.

В экспозиции представлено около 200 листов разных эпох. Среди них - значительный круг произведений мастеров XVIII столетия, золотого века архитектурной графики. Расцвет жанра связан с творчеством работавших в Риме итальянских и французских архитекторов и художников: Дж.П. Панини, Дж.Б. Пиранези, Ш.-Ж. Натуара, Г. Робера, Г.-Ф. Дуайена и Ш.-Л. Клериссо. Благодаря взаимовлиянию графики и архитектуры сформировались различные виды архитектурного рисунка, такие как изображение реального городского пейзажа (ведута), "руины" и архитектурные фантазии, создававшие выдуманные архитектурные пространства и оказавшие воздействие на театрально-декорационное искусство того времени.

Среди мастеров, изучавших в Риме памятники, был выпускник Королевской академии архитектуры Ж.-Ф. Тома де Томон, с 1799 года работавший в России в стиле зрелого классицизма, чье творчество во многом определило облик Санкт-Петербурга. В его произведениях был выражен господствующий стиль эпохи ("Пейзаж с развалинами акведука", начало 1790-х; "Пейзаж с античными руинами", 1794, оба - ГТГ).

Императорская Академия художеств также направляла в Италию для усовершенствования в изящных искусствах своих лучших выпускников. Первым пенсионером Академии стал архитектор В.И. Баженов, который в 1762-1764 годах создал в Риме свои фантазии-проекты ("Итальянский вид. Рим", ГТГ); основоположник русской школы классического пейзажа С.Ф. Щедрин провел в Италии с 1769 по 1776 год; с 1779-го и до конца жизни здесь жил пейзажист Ф.М. Матвеев.

Отдельная тема - графика итальянских художников, имена которых неразрывно связаны с историей русского искусства. Среди них - представитель палладианства в русской архитектуре Дж. Кваренги, выдающийся мастер театральной декорации П. Гонзага, акварелист середины XIX века Л. Премацци.

В 1820-1830-е годы творческие пути художников и архитекторов разошлись. Архитектурный рисунок остался прерогативой архитектора: наступил период научного подхода к рисунку, исторически точного воссоздания образов древней архитектуры, основанного на обмерах и археологических исследованиях. В искусстве художников в это время исчезает жанр ведуты, уступая место собственно пейзажу, непосредственному и эмоционально-окрашенному. Таковы рисунки одного из значительных мастеров этого периода М.Н. Воробьева, профессора Императорской Академии художеств, работавшего в Италии в 1844-1846 годах.

Отныне для художника обращение к архитектурной графике, как правило, связано с какой-то конкретной творческой задачей. И для талантливого пейзажиста М.И. Лебедева ("Аричча", 1830-е, ГТГ), и для блистательного М.А. Врубеля ("Венеция. Мост вздохов", 1892-1893, ГТГ) изображения итальянских архитектурных мотивов являются подготовительным этапом работы над живописными произведениями.

Напротив, в наследии В.И. Сурикова, мастера исторического жанра и портретиста, группа акварелей с изображением памятников архитектуры составляет самостоятельную страницу. В них он выразил свой интерес к архитектурной форме через ее колористическое восприятие.

В конце XIX - начале XX века Италия стала местом паломничества многих русских художников и архитекторов. А.Н. Бенуа, Б.М. Кустодиев, А.П. Остроумова-Лебедева отправлялись в Италию не как пенсионеры, а по "зову сердца", на свои средства. Они открывали для себя не только памятники античности, но и раннехристианскую архитектуру, средневековье, эпоху барокко. Архитекторов-неоклассиков первой трети XX века - И.А. Фомина, Б.М. Иофана, И.А. Жолтовского, В.Г. Гельфрейха - привлекал близкий их художественным поискам мотив героической красоты Рима.

В советское время Италию могли увидеть немногие художники и архитекторы, командированные или путешествовавшие в составе организованных групп. В кратких творческих поездках они с жадностью зарисовывали свои впечатления, важнейшее место среди которых занимали архитектурные памятники. Поэтому в их графике образ Италии носит фрагментарный, калейдоскопический характер.

Выставку завершает раздел, включающий графические листы четырех современных архитекторов: М.Б. Атаянца, С.О. Кузнецова, М.А. Филиппова и С.Э. Чобана. Работая в разных стилистических направлениях, они обращаются к архитектуре Италии как к эталону идеальных формальных решений, примеру красоты и гармонии в искусстве.

На протяжении веков Италия является местом паломничества, центром притяжения творческих сил Европы. Выставка позволяет увидеть, как многообразно отношение художников и архитекторов к пластическому искусству этой страны: от создания рисунков учебного и документального характера до диалога в жанре архитектурных фантазий, от преклонения перед памятниками античной классики до увлечения формами средневековья и барокко. На отсылках к классическим образцам итальянской архитектуры построено и пространственное решение выставки, в разработке которого участвовал С.Э. Чобан.

www.museum.ru/N53387
Ваше мнение »»

»»Всероссийское музейное объединение "Государственная Третьяковская галерея"
Адрес:город Москва, Лаврушинский пер., 10
Проезд:Ст. м. "Третьяковская", "Новокузнецкая"
Телефоны:+7 (495) 957-07-27
сайт:www.tretyakovgallery.ru/
EMail:


Смотрите также:
    · афишу: музея,
    · актуальные: художественные, выставки

важные события  x    ?  

новости от 24.02.2020  x    ?  


Выставка «Репин. Наследие. Ученики» в Екатеринбургском музее изобразительных искусств

Магия ритма. Борис Мессерер. Живопись. Графика

Выставка «Янтарная комната и другие проекты. Тайны реставрации» в Москве

Скульптор Александр Рукавишников

Выставка живописи Виктора Отиева в галерее "Голубая Гостиная"

Оружие Великой Победы на выставке в Музее артиллерии

Выставка «Великий Миша» в Челябинском музее изобразительных искусств

Третьяковская галерея отмечает день рождения Казимира Малевича перформансом

«Вечера на Волге». Живопись Владимира Мизинова из собрания Елены Тальянской и Георгия Смирнова

Цикл «Лица необщим выраженьем» в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Выставка "В ожидании весны" в Старой Ладоге

"От принцессы Фике к Екатерине Великой" - новая экспозиция Музея-заповедника «Царское Село»

Выставка «Полковая святыня. Из истории Селенгинского полка» в Бородинской панораме

«Четыре года испытаний. Спектакли о Великой Отечественной войне» в Музее читателя РГБИ

Выставка "На чём держится платье?" в Старой Ладоге

Неделя Прусского кота-2020 в Музее Мирового океана

Выставка памяти художника Владимира Румянцева в Республике котов

Презентация книги «Первое слово правды» в Музее истории ГУЛАГа

Выставка «Комсомольцы - беспокойные сердца» на ледоколе «Красин»

Ретро-открытки Елагина острова

Выставка Мордовского отделения Творческого союза художников России «Субъективность реальности»

Страницы музыкальной истории в Доме-музее М.Н. Ермоловой

Презентация книги Михаила Бару "Мещанское гнездо" в Музее Анны Ахматовой в Фонтанном доме

Фотовыставка «Аркаим – Страна городов: пространство и образы» в Саратовском областном музее краеведения

Санкт-Петербургский Союз художников пригашает на ежегодную выставку "На солнечной стороне - 10"

«Человек лунного света». Михаил Кузмин. Встреча в музее Льва Гумилева

Выставка Лианы Эль-Сафади "Узоры и квадраты"

"Мастерская костюма" в Театральной галерее на Малой Ордынке

Выставка Анны Останиной "Сверчок и Колесо"


событие
 x    ?  
музеи-партнеры Москва
  ?  
музеи-партнеры Санкт-Петер...
  ?  
музеи-партнеры Россия
  ?  
Национальный музей Республики Татарстан
Музей Пушкина "Михайловское"
Саратовский областной музей краеведения
Саратовский музей им. А. Н. Радищева
Музей мирового океана
Рязанский музей-заповедник
Русский музей фотографии
Рыбинский музей-заповедник
Владимиро-Суздальский музей-заповедник
Музей-заповедник "Кижи"
Музей Л. Н. Толстого "Ясная Поляна"
Музей-заповедник "Куликово поле"
Волгоградский музей изобразительных искусств
Переславль-Залесский музей-заповедник
Ярославский художественный музей
Ярославский музей-заповедник
Музей истории г. Ярославля
Краснодарский художественный музей им. Ф.А.Коваленко
Краеведческий музей г. Тольятти
Фотографический музей "Дом Метенкова"
Музей истории и культуры г. Воткинска
Читинский краеведческий музей им. А. К. Кузнецова
Музей-заповедник М. А. Шолохова
Киририлло-Белозерский музей-заповедник
Красноярский музейный центр
Музей-заповедник "Родина Ленина"
сайт дня
 x    ?  
тема недели
 x    ?  


при полном или частичном использовании материалов активная ссылка на "Музеи России" обязательна

Copyright (c) 1996-2020 Museum.ru