Народное искусство в современном культурном пространстве является носителем многовекового опыта эстетического восприятия мира, отражением общечеловеческого и культурного наследия. Новая выставка «Гжель и кружево» в залах Государственного музейно-выставочного центра «РОСИЗО» демонстрирует зрителям произведения широко известных народных промыслов из собственного собрания.
Коллекция народного искусства ГМВЦ «РОСИЗО» начала складываться еще в 1970-е годы, с тех пор регулярно пополняясь за счет закупок лучших экспонатов с выставок и непосредственно от мастеров, но вместе с тем и убывая вследствие передач российским музеям. Сегодня это собрание насчитывает более семи тысяч уникальных изделий и считается одним из самых значительных и ярких в нашей стране.
Гжель – известнейший и древнейший центр керамического производства. Вторая половина XVIII века стала временем расцвета промысла, когда местные умельцы, помимо бытовой посуды, обратились к изготовлению художественной керамики. Именно тогда появились знаменитые майоликовые квасники и кумганы, кувшины и кружки, блюда и декоративные фигурки. Традиционная для гжели роспись представляет собой растительные и геометрические орнаменты, нанесенные быстрыми, сочными мазками кисти. Гжельские изделия всегда узнаваемы благодаря особому бело-синему колориту, хотя могут быть и многоцветными. Некоторые предметы служили украшением праздничного застолья и делались по особому заказу, другие же использовались лишь в хозяйственных нуждах.
Современная история Гжели началась в послевоенный период, когда было налажено производство фарфора с подглазурной росписью кобальтом, во многом повторяющего традиции старого полуфаянса. Постепенно возродилась и гжельская майолика, пережившая стремительный взлёт в цехах деревень Фенино и Трошково в 1980-1990-е гг. Посетители выставки увидят большие сюжетные композиции, столовые наборы, чайные сервизы и декоративную скульптуру современных гжельских мастеров.
В экспозиции также представлено вологодское кружево и крестецкая строчка – совершенно особые явления в народном искусстве России. Крестецкая строчка (или крестецкая вышивка) –промысел, развивавшийся с 1860-х годов в Крестецком уезде Новгородской губернии. Такая вышивка выполнялась на специально подготовленной ткани, нити основы и утка которой подрезались и выдёргивались, образуя просветы, наподобие сетки. Крестецкой строчкой украшались предметы одежды, занавески, полотенца, их отличала легкость и изящество тончайших нитей, четкие геометрические узоры, сложные затейливые рисунки, подсказанные самой природой.
О кружевах первые сведения появляются в XIII веке, но развитым промыслом кружевоплетение стало только к концу ХVII - середине ХIХ века. Пожалуй, наибольшей известностью пользуется вологодское кружево, напоминающее своей плотностью, белизной и узорчатостью морозные узоры на стеклах. Возможно, поэтому вологодское объединение кружевниц носит название "Снежинка". Для вологодского кружева типичен растительный орнамент. Узор, подобный пышному кусту с широкими лапчатыми листьями и многолепестковыми цветами-розетками, образует широкую кайму изделия, а по фону разбросаны такие же цветочные розетки и отдельные ветки. Прихотливые извивы ленты-полотнянки наряду со стройными решетками основы имеют ритмически совершенный характер, производя впечатление прочности и надежности.
Художники и мастера последней четверти ХХ века сохраняют древние традиции народных промыслов, но при этом ищут новые пластические формы и колористические решения. Испытывая влияния времени, эти одновременно традиционные и современные изделия радуют зрителя своей незабываемой оригинальностью и гармонией подлинного народного творчества.